Ментор из Ливана – о миссии наставника, успехах кыргызского бренда и универсальных ошибках бизнеса

Наставничество – один из эффективных инструментов развития бизнеса. О том, как этот институт работает за рубежом и как выбирают путь бизнес-консультанта, в чем залог успеха совместной работы и чем наставник и его подопечный могут быть полезны друг другу, Economist.kg беседует с ментором британского Фонда поддержки женского предпринимательства Cherie Blair и участницей третьего сезона программы ЕБРР "Женщины в бизнесе" Мирей Вебе.

Мирей Вебе – обладатель степени MBA Высшей школы бизнеса Бейрута и Бизнес-школы в Париже (ESCP-EAP). Она также имеет диплом по цифровому маркетингу 6-го уровня Кембриджского колледжа маркетинга и Чартерного института маркетинга.

Наставник из фарминдустрии

- Мирей, каким был ваш профессиональный путь? Как вы пришли к наставничеству?

- По образованию я фармацевт. После окончания университета работала в бельгийской фармацевтической компании в Ливане: первые 10 лет – в отделе продаж, затем еще пять лет – в отделе маркетинга. В эти годы я получила богатый опыт и знания в области бизнеса, продаж и маркетинга. Это помогло мне начать карьеру бизнес-консультанта и стать наставником, коим являюсь уже почти 12 лет. Три года назад я зарегистрировала свою компанию Point Tourbillon, что означает "вихревая точка". Многие спрашивают, что скрывается за этим названием? Отвечаю: я верю, что даже самые маленькие вещи могут привести к большому успеху, если работать с энтузиазмом и самоотдачей.

- Как вы стали членом команды Cherie Blair? 

- В 2011 году мне пришлось уволиться из фармацевтической компании и переехать в Индию с мужем и двумя детьми. Обосновавшись на новом месте, через несколько месяцев я начала думать, как применить себя, чтобы оставаться полноценным членом общества и в то же время продолжать развиваться. Мне было нелегко найти работу по специальности, поскольку город Пуна, в котором мы жили, был скорее IT-центром. Кроме того, существовал языковой барьер, и мне приходилось заботиться о своих маленьких детях.

Именно тогда я узнала о программе наставничества в Фонде поддержки женского предпринимательства Cherie Blair. Подала заявку и меня приняли в команду наставников.

Приятно видеть успех подопечных

- Вы помните, кем была ваша первая менти?

- Это была женщина-энтузиаст из Нигерии, открывшая свой ресторан. Потом были подопечные из разных секторов: образования, туризма, производства, медицины, моды. В фонде верят, что если у вас есть хороший опыт в определенной области, то вы можете поддержать своего подопечного независимо от того, каким бизнесом он занимается. 

- Какими успехами подопечных гордитесь? Какие чувства испытываете, наблюдая за их достижениями?

- Я получила возможность познакомиться с амбициозными женщинами из разных стран. У меня были подопечные из Нигерии, Индии, Ливана и в настоящее время из Кыргызстана. Все они увлечены своим делом и добились потрясающих результатов. У одной из них есть ресторан в Лагосе, и она получила награду "100 самых быстрорастущих предприятий Нигерии". Еще одна менти работает в Нигерии в индустрии моды. Она диверсифицировала свой бизнес и помимо цеха по пошиву одежды открыла новое направление по производству сумок. Дела у нее идут отлично.

Очень приятно видеть успех подопечных, особенно когда они пишут мне через несколько месяцев после окончания программы наставничества, чтобы сообщить о запуске нового успешного проекта.

- Как строится работа с вашей подопечной из Кыргызстана Сауле Бейшеновой? Что вам нравится в ее подходе, методах продвижения своего бренда одежды?

- Когда я впервые встретила Сауле, я была очарована ее личной историей. На меня произвело впечатление то, что она переехала в Грецию, выучила язык, изучила fashion-индустрию и начала успешный бизнес со своими сестрами в этой стране. После этого вернулась в Кыргызстан и никогда не сдавалась. Она использовала опыт и связи, полученные в Греции, чтобы начать новый бизнес. Я восхищаюсь тем фактом, что моя менти постоянно учится и всегда стремится узнавать что-то новое для развития бизнеса. Многие предприниматели думают, что много знают и не нуждаются в дополнительном обучении или знаниях, и это определенно тормозит их рост.

Мне также нравится стиль одежды, который создает Сауле, "современный стиль кочевников", если так можно сказать. Через этот стиль она отражает две вещи: традиции своей страны и прогресс женщин в обществе. Сауле разрабатывает одежду для активных работающих женщин, которые хотят чувствовать себя одновременно стильно и комфортно. Уникально то, что мы можем сочетать традиции и модернизм.
Как три сестры из Кыргызстана прошли путь от эмиграции в Грецию до создания своего личного бренда одежды
Три сестры-предпринимательницы из Балыкчы создали бренд модной женской одежды Toolai. И на его основе продвигают экологичную кочевую философию и собственный маркетплейс, дающий возможность другим производителям и дизайнерам одежды выходить на европейский рынок через филиал в Греции. Своей историей…

- Каких целей вы с Сауле планируете достичь к окончанию программы? 

- У Сауле очень амбициозные планы. Моя менти стремится расширить свой бизнес B2B внутри и за пределами Кыргызстана, а также найти новых крупных производителей и оптовиков. Она сможет достичь этого, оптимизировав свой веб-сайт, начав маркетинговую кампанию по электронной почте, активно присутствуя в социальных сетях, запустив блог и создав хороший контент для различных каналов коммуникации. Глядя на ее решительный настрой, я уверена, что все получится.

Возможность, которую нельзя упускать

- На чем, по вашему мнению, основано эффективное наставничество, благодаря которому обе стороны получают максимальную пользу для себя?

- Для меня есть три важных момента: уважение, доверие и приверженность.  В большинстве случаев наставник и подопечный представляют разные страны и разные культуры, у них разное вероисповедание, разные языки. Понимание другого человека и проявление уважения – ключ к построению плодотворных отношений, основанных на доверии. Кроме того, когда дело доходит до бизнеса, наставник и подопечный нередко расходятся во мнениях по одним и тем же вопросам. Несмотря на это, мы должны уважать мнение друг друга, чтобы продолжать работу.

Второй пункт – обязательства. И наставник, и подопечный должны активно участвовать в программе наставничества. Им обоим необходимо приходить на встречи вовремя и быть подготовленными.

Наконец, третий пункт – доверие. Менти необходимо знать, что наставник здесь, чтобы поддержать ее. Ей нужно верить, что программа выбрала для нее наиболее подходящего бизнес-консультанта, который сможет помочь. В то же время ментор должен показать, что готов поддержать менти в полной мере, делясь советами и даже проводя исследования, когда это необходимо.

- А какую пользу вы, как ментор, получаете от участия в программе наставничества "Женщины в бизнесе"?

- Я всегда говорю и твердо верю, что в менторской программе наставник учится не меньше, чем подопечный. Наставничество – это возможность учиться на решимости подопечных добиваться успеха и преуспевать, учиться на их инновациях и творческом подходе. Обсуждая с ними вопросы, я учусь слушать и в то же время обнаруживаю, что меня подталкивают к мозговому штурму, исследованиям, поиску новых идей, которые могут им пригодиться в деле. Не стоит забывать, что в программах наставничества Cherie Blair есть доступ к тренингам, вебинарам и множеству других инструментов. Вот почему наставничество – это возможность завести новых друзей и познакомиться с новым бизнесом, новой культурой. Возможность, которую нельзя упускать.

Обучение, связи и финансовая поддержка

- Расскажите немного об условиях открытия бизнеса в Ливане, откуда вы родом? Сложно ли там начать свое дело? Какие привилегии есть у новичков? Какую поддержку им оказывает государство?

- Начать бизнес в Ливане может быть несложно. У нас много креативных и амбициозных молодых предпринимателей с замечательными проектами. Сложнее развивать и поддерживать бизнес в условиях огромных проблем, таких как высокая стоимость топлива и, следовательно, высокая стоимость электроэнергии, высокие налоги, отсутствие законодательства, которое защищало бы местное производство. Ливанское правительство пытается помочь. Например, была создана платформа для предоставления некоторых рекомендаций по готовности к экспорту. Мероприятия организуются Торговой палатой Ливана и другими организациями в разных странах для расширения экспортного потенциала.

Кроме того, у нас очень активный частный сектор и большое количество НПО, поддерживающих стартапы на разных уровнях. Они предлагают инкубацию, тренинги, организуют выставки на национальном и международном уровнях, помогая стартапам объединяться. И это происходит в разных секторах: сельском хозяйстве, агропродовольственном секторе, молочной промышленности, медицине, бизнесе, возглавляемом женщинами.

- Как вы считаете, что нужно сделать для развития женского предпринимательства в Кыргызстане?

-  По моим наблюдениям, в Кыргызстане у предпринимателей есть возможность участвовать в бизнес-ярмарках, выставках, встречаться с местными и международными инвесторами и экспертами. Мне также нравится, что бизнес применяет многоканальный подход в своей маркетинговой стратегии: веб-сайты, платформы социальных сетей, блоги, маркетинг влияния, и получает освещение в средствах массовой информации.

Но крайне важно, чтобы женщины-предприниматели в Кыргызстане, как и в любой другой стране, имели доступ к надлежащему обучению в различных областях, в том числе маркетинге и финансовом секторе. Также важно помочь им наладить контакты с бизнесом внутри и за пределами Кыргызстана через участие в ярмарках и выставках. Создание хабов и кластеров для стартапов, дополняющих друг друга, ускорит их развитие. И, конечно, не стоит забывать о финансовой поддержке, которая является ключом к росту. Подводя итог, назову три важнейших составляющих для развития женского предпринимательства: обучение, связи и финансовая поддержка.


Менторская программа ЕБРР "Женщины в бизнесе" реализуется в партнерстве с Cherie Blair Foundation for Women при поддержке Финансовой инициативы для женщин-предпринимателей #WeFi и Правительства Швейцарии через Фонд содействия малого бизнеса ЕБРР (Италия, Япония, Люксембург, Норвегия, Южная Корея, Швеция, Швейцария, ТайванБизнес-Фонд технического сотрудничества ЕБРР и США.