После сжигания шерсти на земле не растет трава - кыргызстанка намерена решить эту проблему производством удобрений

После сжигания шерсти на земле не растет трава - кыргызстанка намерена решить   эту проблему производством удобрений

В Ак-Сууйском районе Иссык-Кульской области ОсОО KANATO строит завод по производству органических удобрений из шерсти. Когда предприятие заработает, оно принесет огромную пользу фермерам и скотоводам. Об этом в беседе с ИШКЕР MEDIA рассказала основатель компании, 32-летняя Бегимжан Молдобаева.

У Бегимжан Молдобаевой, экономиста по образованию, в 420 км от Бишкека, в селе Кара-Булун Ат-Башинского района, имеется предприятие Kanato Infinitely ECO по переработке шерсти, где в день производят от 7-8 штук войлока, а в неделю показатели достигают до 70 единиц. Продукцию приобретают те, кто изготавливает шырдаки и юрты.

Предпринимательница начала искать пути утилизации шерсти, непригодной для изготовления войлока. Она поняла, что можно производить удобрения и приступила к строительству завода. Такое решение принято в связи с тем, что на месте сжигания шерсти более семи лет не будет расти трава, а при переработке можно получить удобрения, богатые калием, кальцием и азотом.

"Мне 32 года, имею два высших образования. Окончила Кыргызский экономический университет и Академию государственного управления при президенте КР. Проработала в Минэкономики и потом ушла в бизнес. Бизнес начала в 2017 году, открыв в Нарыне цех по переработке шерсти. В год там перерабатывается 20 тонн шерсти. Там работают от шести до девяти человек.

Так как работа сезонная, то шерсть покупаем в период стрижки [овец], другую часть получаем со своей фермы. Последние три года намереваемся начать производить удобрения из шерсти, сейчас завершили строительство завода. Он занимает 800 квадратных метров в Ак-Сууйском районе Иссык-Кульской области. На данный момент ищу источники финансирования для закупки оборудования", – рассказывает Бегимжанова.

— Как из шерсти получаете удобрения?

— Из шерсти получается удобрения. Сейчас у овец грубая шерсть, и я не знала куда ее девать, потому что цех в Нарыне не перерабатывает такой продукт. Ее не сожжешь и не выбросишь на свалку. Поэтому я рассматривала эту идею [переработки], изучала год и разработала бизнес-план. Таким образом построили завод, теперь надо закупить оборудование.

— Кто профинансировал строительство завода?

— На строительство завода Фонд развития Иссык-Кульской области выделил 14 млн сомов. Финансирование искала долгое время, так как средства были выделены со стороны фонда, то и завод построили в этой же области.

— Для производства удобрений вы используете только шерсть или добавляете какие-то компоненты? Есть ли у вас технологи?

— [Процесс] имеет свою технологию, сейчас стараемся [наладить] экспериментальное производство. Но шерсть сама по себе может быть удобрением и содержит в себе такие элементы, как азот, калий, кальций. Такого предприятия нет не только в Кыргызстане, но и в Центральной Азии. Поэтому я хочу быть одним из первых таких производителей.

— Кто-нибудь уже пользовался таким удобрением?

— Сейчас такие удобрения добавляют ко всем растениям – от деревьев до картофеля. В мире их уже давно используют.

Все же переходят на органические продукты питания, поэтому мы стараемся производимую продукцию привести в соответствие со всеми органическими стандартами и пройти сертификацию. Я считаю, что будущее этого дела хорошее, потому что структура земли меняется и она реже дает урожай. А шерсть с удобрениями впитается в землю и начнет обогащать и восстанавливать ее.

— Насколько это прибыльный бизнес, к примеру, по какой цене вы покупаете один килограмм шерсти?

— Шерсть покупаем по рыночной цене за 10 сомов. Покупая ее, мы помогаем фермерам, так как грубая шерсть просто выбрасывается, сжигается. А на месте сжигания трава не растет более семи лет, происходит деградация. В этом плане мы можем помочь в решении этой экологической проблеме. К тому же шерсть валяется везде и превращается в мусор.

Мы намерены собрать все это, переработать и получить продукцию, которая принесет прибыль. Это поможет и скотоводам, и фермерам. В бизнес-плане мы прописали, что шерсть будем покупать по 15 сомов [за килограмм]. После переработки удобрения будут стоить 50-70 сомов. Потому что оборудование дорогое, [включены] налог и зарплата – все вместе определяет такую стоимость. Если завод откроется, то около 25 человек будут обеспечены работой.

— Какая мощность будет у предприятия?

— Оборудование, которое мы намерены закупить, перерабатывает 400-600 кг шерсти в час. Если считать по максимуму, то в день [предприятие] может перерабатывать до 4 тонн. Это будет только первое оборудование, если работать будем успешно, то постараемся охватить весь Кыргызстан.

— Кто помогает вам и поддерживает ваши идеи?

— Моя команда – это родители, семья, кроме того, рядом со мной есть люди, поддерживающие меня. Но по документации бегаю сама. Так как я сейчас нахожусь на Иссык-Куле, работой цеха заняты мои родители.

Оригинальную версию материала читайте на ИШКЕР MEDIA по ссылке:

32 жаштагы Бегимжан Молдобаева Ысык-Көлдө койдун жүнүнөн органикалык жер семирткич чыгаруучу завод куруп жатат

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.