Дилерам из Кыргызстана может стать невыгодно экспортировать авто в Россию — объясняем почему

С 1 августа 2023 года в России вырастет утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Индексация затронет как новые, так и подержанные автомобили, ввозимые в страну для перепродажи физическими и юридическими лицами, сообщил Минпромторг РФ.

Как отразится данная мера на автодилерах Кыргызстана, специализирующихся на импорте транспортных средств в страну для последующей перепродажи в РФ, а также поставляющих авто на заказ в города России? Подробнее — в обзоре Economist.kg.

Что такое утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО.

Насколько повысят утильсбор в РФ с 1 августа?

С указанной даты при легализации автомобиля в России юридические лица, а также физлица, ввозящие ТС для перепродажи либо более одной машины в год, обязаны будут единовременно платить утилизационный сбор в следующем объеме:

При этом для автомобилей с объемом двигателя до 3000 куб. см, которые импортируют в РФ для личного пользования, ставка останется прежней: 3.4 тысячи рублей — за новые транспортные средства (не старше трех лет), и 5.2 тысячи рублей — за ТС, с даты выпуска которых прошло больше трех лет.

Как повышение ставок отразится на автодилерах КР

Эксперты считают, что новая мера ударит по параллельному импорту, возникшему после введения санкций США и ЕС по отношению к России. В особенности по таким странам, как Армения и Кыргызстан — у поставщиков из этих стран россияне чаще всего стали приобретать автомобили в виду относительно низких цен на транспортные средства.

"Новые правила ввоза транспорта отразятся на двух действующих схемах, — отметил основатель компании «Rucars электромобили» Роман Рассудков. — Так, большинство дилеров завозит машины за свой счет, и теперь им придется платить утильсбор в полном объеме, а это неминуемо скажется на стоимости ввозимых по параллельному импорту автомобилей.
Второй способ позволяет обойти повышение утильсбора — это поставка автомобиля под заказ: если для покупателя в России это первое приобретение машины за последний год, а объем двигателя меньше трех литров, то льготная ставка утильсбора в размере 3.4-5.2 тысячи рублей для него сохраняется. Но в этом случае отпадают полулегальные схемы поставок машин через страны Таможенного союза с промежуточной постановкой автомобилей на учет в этих государствах".

По словам эксперта, "в Беларуси, например, обнулен НДС на электромобили, а в Кыргызстане занижают стоимость машины, от которой считается ставка таможенной пошлины". Теперь, отмечает Рассудков, придется выбирать — таможить машину в России и платить полную пошлину и НДС, но экономить на утилизационном сборе, или продолжать таможить через Беларусь и другие страны Таможенного союза и платить утильсбор в полном объеме по тарифам для юрлиц при перепродаже авто на территории РФ.

Отметим, что 14 июля текущего года Федеральная таможенная служба России после серии публикаций в СМИ о росте экспорта автомобилей из КР в РФ подтвердила факты занижения стоимости при декларировании автомобилей в странах ЕАЭС. В ведомстве пообещали не изымать ранее импортированные подобным образом в Россию иномарки, ввезенные с нарушениями при оформлении, но при условии, что конечные владельцы должны будут уплатить утилизационный сбор.

"По закону ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант – тот, кто оформлял авто при ввозе в Кыргызстан или иную страну ЕАЭС. Он же обязан уплатить таможенные платежи и пошлины, а также обеспечить исполнение обязанности по их уплате, — разъяснили ситуацию в ведомстве. — Если ФТС выявляет случаи занижения стоимости, то данные об этом в обязательном порядке передаются в таможенные органы Кыргызстана или других государств ЕАЭС для организации постконтроля и принятия мер по взысканию неуплаченных платежей".

Напомним, ранее Economist.kg сообщал о схемах по занижению стоимости автомобилей в инвойсах для оплаты таможенных пошлин, которыми пользуются автодилеры из Кыргызстана. Подробнее со статей можно ознакомиться по ссылке.