Как попытка властей поддержать отечественных производителей ущемляет интересы местного бизнеса и потребителей
В августе этого года Минэконом предложил инициативу, согласно которой предприятия общественного питания должны включить в свой ассортимент 50% отечественных напитков. Об этом сообщали на сайте Кабмина.
Инициатива вроде бы хорошая — поддержать отечественных производителей, однако эксперты и представители бизнеса считают, что проект недоработан.
Редакция Economist.kg поговорила с экспертами и выяснила, какие минусы есть у данной инициативы и способна ли она на самом деле помочь отечественным производителям.
Свободная конкуренция
Суть проекта – помочь местным производителям популяризировать свои продукты за счет общепита. В постановлении отмечают, что проект не противоречит обязательствам Кыргызстана перед международными организациями.
Здесь начинаются противоречия. Эксперт Азамат Акенеев отмечает, что постановление дает конкурентное преимущество отечественным товарам перед импортными.
Согласно закону о конкуренции, государство не имеет права вмешиваться в свободное соперничество на рынке. Отсюда следует, что Кыргызстан нарушает взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений по свободной торговле ВТО и ЕАЭС.
В случае, если кто-то из членов ЕАЭС посчитает, что действия Кыргызстана нанесли ущерб другой стране, могут последовать требования компенсаций.
Кыргызстан не первая страна, в которой пытаются продвинуть подобное постановление.
«Были прецеденты, когда другие страны вводили такие же преференции для своих отечественных товаров на внутреннем рынке, и все они были признаны незаконными и впоследствии отменялись», — подчеркнул Акенеев.
«Медвежья услуга»
Больше всех от этого законопроекта пострадают общепит и потребители. Согласно данным Нацстаткома, на 2022 год в Кыргызстане зарегистрировано 6 тыс. 876 кафе и ресторанов. Но это не точная цифра, так как часто небольшие точки общепита в регионах работают без регистрации.
Источник: Нацстатком
По словам Акенеева, все заведения попадут под сферу действия этого постановления.
«Это вызовет дополнительные издержки в виде необходимости постоянно вести учет товара, закупать дополнительные объемы напитков, даже, если они не пользуются спросом; дополнительных проверок со стороны регулирующих органов. Пострадают несколько тысяч отечественных субъектов предпринимательства, где работают десятки тысяч наших граждан», — сказал эксперт.
Он добавил, что требования в постановлении сформулированы нечетко и могут быть по-разному интерпретированы.
«Считается ли национальным напитком зарубежный бренд, произведенный на территории Кыргызстана? Как будут считать 50%: от наличия в ассортименте или от фактического наличия в кафе и т.д.? Все это создает возможности для злоупотреблений со стороны проверяющих».
Бизнесмен и один из сооснователей сети ресторанов «Майрам Групп» Айбек Кыштобаев тоже задается вопросом, каким образом будут высчитывать 50%.
«Все это вызывает недоумение. Во-первых, зачем был нужен этот законопроект? Во-вторых, почему поставили именно такую процентовку (50%)? Исходя из каких показателей высчитали ее? Почему, например, не 60% на 40%? Почему бы просто не ориентироваться на спрос? Они могли бы сказать, что в каждой категории должен присутствовать отечественный производитель. Но мы и так его везде выставляем», — сказал Кыштобаев.
Отечественные напитки – достойная конкуренция импортным?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: а проходят ли наши напитки по гарантам международного качества, как и импортные.
По информации экспертов, в Кыргызстане на сегодня действуют технические регламенты ЕАЭС, в том числе в отношении напитков. Для соблюдения этих регламентов необходимы значительные инвестиции в контроль качества продукции, которые тяжело осуществить небольшим производителям.
«Даже по внешнему виду товаров иногда очевидно, что производятся они в кустарных условиях без соблюдения всех стандартов», — поделился своими наблюдениями Акенеев.
Возникает другой вопрос: смогут ли местные производители в полной мере обеспечить объем поставок и производства, необходимый для нашего рынка? Эксперт предполагает, что есть позиции, которые производятся в Кыргызстане в ограниченном количестве или не производятся вообще. В связи с этим, у предприятий общепита могут возникнуть проблемы с соблюдением требований и удовлетворением нужд потребителей.
Отсюда – закономерное следствие. Начнется рост цен на товары, и пострадают и потребители, и общепиты.
«Вы должны!»
Заведующий отделом торговой политики и развития экспорта Нурлан Джусумалиев в интервью Economist.kg сказал, что проект пока приостановлен.
«Это просто инициатива. Проект даже не запускали», — заметил он.
Но предприниматели все еще в недоумении и ожидают, что рано или поздно проект возымеет свое действие.
«В сильное недоумение вводит политика государства в отношении ресторанного бизнеса. Она постоянно твердит: «Вы должны! Вы должны это сделать!». Но никто не вспоминает, что после пандемии больше всех пострадал ресторанный бизнес. Никакой помощи нам после этого не оказали, никаких льгот и послаблений мы не получили», — сообщил Кыштобаев.
По словам предпринимателя, в развитых странах соблюдается политика поддержки бизнесменов. Взаимоотношения выстраиваются путем компромисса: представители власти считаются с общественным мнением и встречаются с представителями бизнеса; спрашивают, как лучше, и предлагают помощь.
«У нас в государстве немного другая политика. Она карательная и требовательная: «вы должны сделать это!». Самое печальное, что при внедрении нового такого законопроекта никто не спрашивает бизнес, стоит это делать или нет», — заключил Айбек Кыштобаев.
Читайте по теме:
«Кант-Сут» и «Умут и К» будут сотрудничать с азербайджанскими предпринимателями
Кыргызстанских предпринимателей обучают экспорту товаров в страны Евросоюза