Made in KG. История трех начинающих кыргызстанских брендов

Текстильная отрасль была и остается одной из передовых отраслей промышленности в Кыргызстане. Более того, последние несколько лет наблюдается активное развитие отечественных брендов, которые теперь не только экспортируют продукцию в соседние страны, но и работают с местным рынком, предоставляя одежду, не хуже импортной.

Некоторые из них начинают свой бизнес с минимальными вложениями, а для продвижения используют только соцсети. Со временем это перерастает в большое производство.

Редакция Economist.kg поговорила с тремя отечественными производителями и они рассказали о том, как создавали свои бренды.

Enkobags, шопперы и поясные сумки

Екатерина: В 2015 году я ездила на неделю моды в Москву, мне было неудобно носить в карманах бейджик, пригласительные, телефон и кошелек, а руки были заняты фотоаппаратом. Приехав домой я стала искать какие-нибудь сумки удобные для таких случаев, но ничего не нашла. Решила, что надо делать их самой.


Я нашла швею и мы отшили 10 сумок, чтобы посмотреть есть ли  на них спрос. В то время такие сумки не были популярными, поэтому не стали запускать большое производство. Шили на заказ, чтобы человек мог выбрать цвет фурнитуры и ткань.


Рекламы в Instagram тогда еще не было, поэтому чтобы раскрутить свой аккаунт я подписывалась на других и лайкала их посты, чтобы они увидели мой магазин.

Через два года мы добавили второй вариант поясной сумки, а год назад начали шить шопперы (вместительные сумки для покупок и ежедневного использования прим.ред). Открывать магазин было не целесообразно, мы сдавали сумки под реализацию в бутики. В Алматы было два магазина, в Бишкеке сменили три точки.

Когда начинала это дело капитала не было, потратила примерно 5 тысяч сомов на ткани и фурнитуру, дальше все заработные деньги шли в оборот. Команды как таковой у меня нет, придумываю все сама, закупаю сырье и отдаю в цех.


Сейчас наши сумки заказывают со всего мира, отправляем во многие города России, Казахстана, даже в Японию и США.
В 2017  нам написал один алматинский магазин и предложил выставлять наши сумки под реализацию у них. Примерно через год они решили, что будут продавать только свою продукцию и попросили забрать весь свой товар. Но уже через месяц написал другой магазин с предложением, а потом еще один.

Я сотрудничала с разными магазинами, были времена когда я продавала только через соцсети и на городских ярмарках. Замечаю, что появились подделки на мои модели сумок, только ткани хуже. С одной стороны приятно, с другой — обидно.

Сейчас я сотрудничаю только с одним магазином и все идет хорошо без каких-либо нареканий.

D Familya, одежда

Олеся: Прошлый год стал для нас, как и для многих других компаний, непростым испытанием. До этого мы успешно занималась туризмом и на сезон 2020 года у нас были огромные планы. Но когда мы поняли, что туристический сезон на грани срыва, приняли решение запустить новый проект, который позволит и сохранить команду, и продержаться на плаву. Не сразу решили, какой проект мы запустим, но точно решено было запускаться уже существующей командой. После долгих обсуждений и изучения рынка мы решили, внезапно, открыть текстильную компанию.

В итоге за три месяца мы разработали концепт, нашли подрядчиков и открыли свой магазин. Первым продуктом, который мы начали выпускать стали футболки для всей семьи отличного качества по очень доступным ценам.

Мы завели клубную систему «1+11» — при покупке первой футболки клиент получал карточку и еще 11 футболок мог покупать по цене всего 290 сомов. Такой ход понравился нашим покупателям, но для него нужен был большой поток клиентов. Мы были только на старте и большого спроса не было. Решили быть максимально гибкими и добавили в ассортимент трикотажные теплые костюмы к зиме. Такой решение, безусловно, было правильным — актуальный продукт отличного качества по доступной цене — клиент к нам пошел.

Учитывая тот факт, что текстильный бизнес стал совершенно новым для нас, мы учились «на ходу» — разбирались в тканях, швеях, оборудовании и ценообразовании.

Сейчас мы закупаем отличный турецкий трикотаж и шьем в партнерском цехе. Но уже начали задумываться о собственном производстве, которое даст большую оперативность и контроль качества. А качество для нас сейчас является главным приоритетом.

Несмотря на популярность онлайн-магазинов, мы взвесили все «за» и «против» и решили сразу открыть магазин офлайн в проходимом торговом центре. Так мы сразу появились «на потоке» нашего клиента.

Приоритетными задачами сейчас для нас является повышение сроков производства новых коллекций при сохранении уже высоко оцененного нашими клиентами качества.

Сейчас основная команда состоит из восьми человек, практически весь состав сформировался в прошлом проекте и благодаря сплоченности удалось за короткие сроки запустить второе дело.

Уже есть интерес к нашей продукции из России и Казахстана, безусловно со временем думаем выходить на экспорт. Кыргызстанский текстиль уже становится брендом.

North36, одежда

Мээрим и Айгерим: Создание своего бренда началось с желания одеваться также как люди одеваются за границей, в частности Японии, Корее. Их бренды стоят очень дорого, поэтому решили попробовать самостоятельно сшить для себя пару изделий. Идею начать свое производство вынашивали почти год.

В мае 2020 года мы решились запустить интернет-магазин и нашли мини-ателье в центре города. Первое наше изделие — спортивный костюм из плащевой ткани, который выглядит как форма рабочего персонала. Первые пару образцов раскупили наши друзья. Мы устроили фотосъемку и загрузили все в Instagram, через пару дней получили очень много хороших отзывов и распродали все.

Думаем что мы еще не сформировались как бизнесмены, мы больше дизайнеры.

На рынке мы всего лишь несколько месяцев, но уже были разные предложения от местных шоурумов выставлять нашу одежду, пока не нашли площадку, которая подошла бы по формату. Думаем в скором времени обязательно открывать свой магазин.

Затруднения чувствуются при производстве более сложных изделий, так как нет нужного оборудования, а также маленький выбор тканей и фурнитуры. Если заказывать за границей, приходится долго ждать, а в конечном итоге приходит не то, что нам нужно.

На производстве у нас задействованы около 10 человек. Мы позиционируемся как одежда унисекс, у нас нет размерной сетки, только в некоторых моделях есть несколько размеров. Обороты у нас пока что небольшие.

В нашей команде мы сами все закупаем, придумываем, иногда и дошиваем. Ну конечно нельзя не отметить наших швей и закройщиков. Инвестиции в свое дело составили порядка 100 тысяч сомов.

Для нас самое главное — следовать зову сердца, и делать то, что нам нравится. Мы очень верим в наш проект и попытаемся сделать рывок за пределами Кыргызстана. Надеемся, что однажды Бишкек станет такой же модной столицей street style’a, как нынешний Киев.