О ценах, заказах и пассажирах. Откровенный разговор с бишкекским таксистом

Таксист – одна из тех профессий, без которых наша жизнь была бы гораздо сложнее. Мы часто прибегаем к их услугам и нередко критикуем. Замирбек Ызаков – водитель одной из служб такси, согласившийся рассказать Economist.kg о некоторых секретах работы, о том, как она выглядит изнутри, и о том, почему в дождь дороги Бишкека превращаются в настоящий «ад»... 

– Как давно вы работаете таксистом?  

– В такси я больше восьми лет. Пробовал различные службы и таксопарки, но остановился на Яндекс Go. Для меня, как для водителя, на сегодня это самый удобный сервис. Много заказов, возможность принимать безналичную оплату, работать в удобное для меня время и не только. Например, вечером, когда я схожу с линии, могу выбрать функцию «Домой» и взять заказ по пути. Таких особенностей много.

– С чего начинается рабочий день бишкекского таксиста?

– Я выхожу на линию к 10 часам утра. Не люблю утренний час пик и связанную с ним суету на дорогах. Заезжаю на мойку, подготавливаю машину.

Машина всегда должна быть ухоженной и чистой и не важно, в каком тарифе ты принимаешь заказы, – «Экономе» или «Комфорте».

Так и самому приятнее работать, и у клиентов от поездок остаются позитивные эмоции. Когда все готово, начинаю принимать заказы.  

– Какие часы в Бишкеке самые загруженные?

– В периоды с 7.30 до 9.30 и с 17.30 до 21.00. На это время приходится основной пик заказов. Люди едут на учебу, работу, отвозят детей в садики и школы, а вечером они возвращаются домой. Утром больше загружены микрорайоны и новостройки, вечером – центр Бишкека. Я стараюсь в начале рабочего дня выезжать на линию немного позже, потому что для меня два часа пик в один день – это слишком много. Тут уже кто к чему привык, у кого какой график.  

– Многие отмечают, что в дождь на наших дорогах начинает твориться настоящий ад… С чем это связано?

– Вы правы, почему-то именно дождь по-особенному влияет на наших водителей, и речь не только о таксистах. Даже в снегопад и гололед такого нет. Сам удивляюсь. Вроде бы только что все спокойно ездили, но стоит с неба упасть первым каплям – и начинается! Люди теряются, сразу же забывают правила дорожного движения, суетятся, пробки возникают даже там, где их быть не должно. Необъяснимо, но факт.      

– Люди нередко жалуются на высокую стоимость поездок. Что бы вы им ответили?  

– Понимаю, что пассажиры часто считают это отговоркой, но ведь у нас все дорожает. Посмотрите, насколько за последние пять лет выросли цены на продукты, на аренду жилья, на одежду. Странно полагать, что услуги такси при этом останутся на прежнем уровне.

Стоимость бензина марки АИ-95 за те же пять лет выросла на 20 сомов за литр, АИ-92 подорожал на 17,5 сомов.

Если говорить о кратковременных повышениях стоимости, то все зависит от спроса. Например, в дождь, в час пик многие таксисты стараются не выходить на линии или не принимать дальние заказы, чтобы не жечь попусту топливо в пробках. Их тоже можно понять. Заказ, который ты обычно заканчиваешь за 10-15 минут, в час пик и в дождь может длиться по 40-50 минут. Машин не хватает, коэффициент растет.

– Есть ли какие-то способы, которые помогут пассажирам сэкономить на поездках, особенно в час пик?

– Есть функция «Вместе», которая у нас в Бишкеке пользуется большим спросом. Это когда вы заказываете машину, и система автоматически подбирает заказы, которые вам по пути. В среднем такие поездки обходятся на 30-40 процентов дешевле. Есть функция «Индекс спроса», которая показывает самое загруженное время для поездки и самое удобное по цене. 

Люди часто торопятся и не хотят переждать час пик, не понимая, что в конечном итоге они потратят столько же времени, стоя в пробках.

– Кто у нас чаще всего пользуется такси? Как бы вы описали своего среднестатистического пассажира?

– Сложно описать двумя-тремя словами среднестатистического пассажира такси потому, что это абсолютно разные люди, как по возрасту, так и по социальному статусу. Нашими услугами пользуются все.

По моим наблюдениям, сейчас среди пассажиров стало больше студентов и школьников. Раньше для них такси было роскошью.

Также много государственных и муниципальных служащих, которые прежде в большинстве своем ездили на автобусах и маршрутках.

– Какой заказ за эти годы стал для вас самым запоминающимся?

 – Так сразу и не вспомнишь. Каждый день происходит что-то хорошее, попадаются какие-то интересные пассажиры со своими историями и ситуациями. С годами все это становится неотъемлемой частью твоей жизни и выделить что-то одно сложно.

– Если не секрет, сколько в среднем удается заработать в месяц таксисту в Бишкеке?

– Все зависит от человека и его подхода к делу. Для кого-то такси – это дополнительный заработок, для кого-то основной источник дохода. Скажу так: те, кто относятся к  нашему делу как к основной работе, в среднем за месяц чистыми зарабатывают от 30-40 тысяч сомов, но можно заработать и больше.

– Думали ли вы о смене профессии?

– Скрывать не буду, в моем возрасте (а мне 47 лет) не так просто найти работу, которая устраивала бы и по графику, и по финансам. В такси ты сам себе шеф, если нужно, можешь освободить день ни у кого не отпрашиваясь. Сейчас даже молодежи трудно найти себе призвание. Так что, пока есть силы и возможность – буду работать, кормить семью.