Что ждет экономику Кыргызстана после пандемии? Прогноз на 2021-й
Последствия пандемии сказались на экономических показателях стран по всеми миру. Эксперты прогнозируют рост экономики Кыргызстана в 2021 году на фоне итогов прошлого года.
Кроме пандемии на ситуацию повлияли также политические события в стране. Без помощи международных доноров и иностранных инвестиций Кыргызстану будет сложно, однако инвесторы могут предпочесть дождаться окончания референдума и парламентских выборов.
Economist.kg спросил мнение экономических экспертов, чего ждать от 2021 года.
Инвесторы будут ждать стабилизации в стране
По словам эксперта Азамата Акенеева, если брать сухую статистику, то 2021 год для экономики Кыргызстана будет в целом более благоприятным, чем 2020, когда в стране произошло сильнейшее падение ВВП за 26 лет – почти на 9%.
«Предполагаю, что из-за эффекта низкой базы экономический рост по итогам 2021 года может составить весьма значительную величину. В целом год будет, может и не таким тяжелым, как прошедший, но достаточно сложным», — сказал он.
Эксперт отмечает, что негативные факторы, связанные с пандемией в виде закрытых границ, ограничений экономической активности, сокращения международной торговли постепенно ослабляются, что будет способствовать восстановлению экономики.
«Думаю, что во второй половине года начнет постепенно восстанавливаться туристический сектор, наиболее пострадавший от пандемии», — сказал Акенеев.
Сложность будет состоять в оттоке инвестиций, который по итогам 2020 года составил рекордную величину. Любое падение инвестиций имеет достаточно длительный отложенный по времени эффект и будет сказываться течение многих месяцев и даже лет, отмечает Азамат Акенеев.
«Особенно с учетом того, что в 2021 году нас ожидают выборы в Жогорку Кенеш, принятие новой Конституции на референдуме, формирование нового правительства. В таких условиях скорее всего инвесторы предпочтут выждать пока политическая ситуация в стране не определится более четко», — подчеркивает он.
Эксперт также отмечает, что экономическая ситуация у основных стран-партнеров вряд ли будет благоприятной.
«Последние события показывают, что санкции в отношении той же России ослабляться не будут, наоборот, возможно их усиление. Значит, это будет продолжать влиять на нас через ограничение экспорта, реэкспорта и условий для наших трудовых мигрантов», — добавил он.
К негативным факторам он также отнес наступивший маловодный период, который ухудшит финансовое положение энергосектора и доступ к электроэнергии для потребителей.
Необходимо устранить препятствия для бизнеса
Советник министра экономики Нургуль Акимова отмечает, что вспышка пандемии привела к ослаблению макроэкономического прогноза и к возникновению дефицита платежного баланса. Чтобы уменьшить воздействие потрясения органы госуправления осуществляют временное смягчение макроэкономической и финансовой политики.
«Пандемия COVID-19 нанесла тяжелый удар по кыргызской экономике, обострив и без того неотложные потребности платежного баланса. Принимая во внимание беспрецедентно высокую степень неопределенности, ожидается, что поддержка бизнеса посредством обеспечения дешевых денег (кредитования) будет способствовать финансированию мер по устранению ущерба», — отмечает Акимова.
Для ликвидации дефицита платежного баланса и облегчения бремени, связанного с проведением требуемых корректировок, необходимо привлечь дополнительную помощь как по линии доноров так и в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Прогнозируемый реальный ВВП на 2021 год вырастет на 12%, цены могут вырасти до 8%.
Сохранение устойчивого уровня госдолга потребует дальнейших усилий по консолидации и проведению реформ. Отмечается, что важно совершенствование управления госинвестициями, финансируемыми как из внутренних, так и из внешних источников, и воздерживаться от нельготных заимствований.
«Необходимо принять конкретные меры по устранению препятствий для бизнеса, что позволит вывести «ненаблюдаемую» экономику из тени и использовать потенциал частного предпринимательства для стимулирования роста», — сказала Наргуль Акимова.
Она предлагает продолжить работу по снижению уровня уклонения от налогов и сокращению возможностей для злоупотреблений, а также по повышению предсказуемости и прозрачности нормативно-правового регулирования.
Восстановление падения
Бывший замминистра экономики Эльдар Абакиров также заявляет, что последствия пандемии сделают 2021 год сложным для страны.
«Правительство прогнозирует рост экономики 5-7%, но это с учетом того, что база снизилась в прошлом году. Официально экономика упала на 8%, неофициально — думаю, еще больше. Плюс надо учитывать инфляцию», — сказал Абакиров.
Он подчеркивает, что ожидаемый рост экономики — это только восстановление после падения в 2020 году из-за пандемии.
«Достичь роста будет непросто. От доверия международных доноров, других стран будет зависеть, насколько крупными будут дополнительные вливания в экономику в виде инфраструктурных проектов, крупных займов на прочие вещи. То, что мы потратили 70% от взятых в 2020 году кредитов на зарплату бюджетникам показывает, что мы даже не можем обеспечить операционную деятельность нашего правительства», — отметил Эльдар Абакиров.