«Спас друга»: Жапаров — об отставке Ташиева, «расколе» в ЖК и реформе ГКНБ
Президент Садыр Жапаров заявил, что освободил Камчыбека Ташиева от должности главы ГКНБ на фоне попыток раскола среди депутатов и обсуждения «письма 75 человек. Об этом глава государства заявил в интервью ИА «Кабар».
«В 2021 году большинство народа доверило мне судьбу государства и страны, избрав меня президентом. Конституция обязывает президента сохранять целостность государства, единство народа и государственных служащих. Я в точности исполнил этот долг. Потому что интересы государства и всего народа стоят выше должностей и выше дружбы.
Все началось в Жогорку Кенеше. Отдельные депутатские группы стали созывать депутатов и делить их, спрашивая: «Ты на нашей стороне или на той?». Депутатам, которые интересовались, кто стоит за той или иной стороной, начали внушать: показывали на погоны и говорили, что «эта сторона — сторона генерала», а «та — сторона президента».
Затем это разделение перешло на «аксакалов» на улице. Они начали собирать подписи за проведение досрочных выборов, путая людей заявлениями о том, что это якобы «согласовано наверху» и Жогорку Кенеш вот-вот объявит досрочные выборы.
Если бы я не предпринял такие решительные шаги в кратчайшие сроки, это пошло бы в народ, и люди начали бы делиться надвое. У меня были факты, подтверждающие, что депутатов и некоторых госслужащих запугивали именем генерала. Говорили: «Если не перейдешь на нашу сторону, будешь иметь дело с генералом». Поэтому пришлось принять такое решение.
Перед тем как принять решение, я позвонил другу, объяснил ситуацию, сообщил, что снимаю его с должности, и только потом подписал указ. Я считаю, что таким быстрым решением я спас самого своего друга. Потому что окружавшие его люди — назовем их «аксакалы» — сбивали его с пути.
Прикрываясь именем Камчыбека Ташиева и призывая «перейти на сторону генерала», они начали выходить на всех — от депутатов парламента и высокопоставленных чиновников до именитых общественных деятелей.
Если бы я не снял Камчыбека Ташиева с должности, из-за действий тех, кто работал в этом направлении, эти разговоры усилились бы еще больше, возник бы раскол среди госслужащих и в обществе, что могло привести даже к столкновениям. Поэтому пришлось освободить друга от должности. Стабильность в государстве для меня превыше всего.
— В обществе бытуют понятия «команда Жапарова» и «команда Ташиева». Что вы ответите на это?
— В кадровых назначениях нет никакого деления. Каждое назначение проходит тщательную проверку. Я и раньше ставил требование перед Камчыбеком Ташиевым, перед руководителями министерств, ведомств, председателем кабмина, губернаторами, и сейчас продолжаю требовать: предлагайте принципиальные, профессиональные кадры, которые будут работать на государство. Они предлагают кандидатов согласно этим критериям. Поэтому деления на «команду Жапарова» или «команду Ташиева» не существует.
— Ранее была информация, что в связи с выборами между вами и Ташиевым была договоренность: «один срок сидит он сам, один срок — его близкий друг». Насколько это соответствует действительности?
— Кыргызстан — демократическая страна. Кто будет управлять страной, решает не кучка людей, а народ Кыргызстана. Согласно Конституции, каждый гражданин имеет право участвовать в выборах, а президентом будет избран тот, кому народ окажет доверие и у кого будет самый высокий рейтинг среди населения. Поэтому разговоры в духе «один срок этот, один срок тот» не соответствуют демократическим принципам и чужды политической культуре. Такие мнения воспринимаются как попытка аннулировать право народа на выбор.
— Что стало причиной обращения в Конституционный суд и какова его основная цель?
— Я всегда считаю, что на возникающие в обществе сомнения и спорные вопросы должен быть законный и четкий ответ. Сегодня в Кыргызстане есть Конституционный суд — именно этот орган может дать окончательное, четкое определение и правовую оценку всем дискуссиям и различным толкованиям, связанным с Конституцией. Поэтому я считаю наше обращение в Конституционный суд по этому вопросу юридически верным и логичным шагом.
— Можно ли связать критику со стороны некоторых депутатов ЖК с «обращением 75 человек» как части одной кампании?
— В настоящее время соответствующие органы проводят следственные мероприятия. Именно следствие точно покажет, насколько масштабной была упомянутая вами инициатива и сколько человек в ней участвовало. Возможно, участников окажется даже больше, чем говорят сейчас, но точный ответ я дам только после завершения следствия.
— Торага Жогорку Кенеша добровольно подал в отставку. Связан ли этот его шаг с последними событиями и письмом 75?
— Я далек от того, чтобы утверждать о прямой связи. Возможно, он попал под влияние тех людей или организаторов. А может быть, осознал свою ошибку в том, что допустил начало раскола среди депутатов, почувствовал свою вину и сделал такой вывод.
— Каких реформ стоит ожидать в ГКНБ?
— ГКНБ полностью выполнил возложенную на него миссию. В некоторых направлениях можно сказать, что выполнил даже с избытком. Но государство — это живой организм, оно должно постоянно расти и меняться. Если вчера перед национальной безопасностью стояли одни вызовы, то сегодня — совершенно другие. Учитывая эти реалии, в ГКНБ будет проведена качественная реформа, отвечающая современным угрозам и глобальным изменениям. Мир меняется, и наши государственные институты должны двигаться вперед и обновляться соответственно.
— В соцсетях звучат обвинения, что в ходе борьбы с коррупцией и криминалом отдельные представители спецслужб, преследуя личные интересы и опираясь на имя Ташиева, шли на незаконные действия. Будут ли расследованы эти факты?
— У нас нет понятия «покровительство» в отношении тех, кто идет на незаконные действия, кем бы они ни были. Государство в служении народу ставит закон выше всего. Этот принцип применялся даже в случаях с нашими близкими родственниками. Вы сами были тому свидетелями. Закон работал всегда и будет работать впредь. Ни одному государственному служащему не разрешено нарушать закон или действовать в личных интересах. Если будут выявлены факты, когда отдельные представители спецслужб или других госорганов вышли за рамки закона и превысили свои полномочия, они обязательно будут расследованы, а виновные — привлечены к ответственности. Перед законом мы все равны.
— В народе вас и Камчыбека Ташиева называют двумя друзьями. Означают ли ваши последние решения конец вашей дружбе?
— Наша дружба останется. Перед тем как освободить Камчыбека Кыдыршаевича от должности, я связался с ним, объяснил ситуацию, и только потом принял решение. Как я сказал выше, мое решение было принято ради мира и единства нашего государства и народа. Неправильно привязывать нашу дружбу к какой-то должности или каким-либо интересам.