«Черный импорт прет»: Путин рассказал, почему фуры застряли на границе с РК и зачем ужесточают контроль
Президент России Владимир Путин на саммите ОДКБ в Бишкеке объяснил причины скопления грузовиков на границе и анонсировал ужесточение контроля за товарооборотом внутри ЕАЭС с 2026 года, вплоть до конфискации грузов.
Путин отметил, что проблема с заторами возникла после того, как российская таможня начала проводить выборочные проверки транспорта.
Инспекция выявила системное нарушение: значительное количество большегрузов пересекает границы единого экономического пространства без каких-либо сопроводительных документов. Это делает невозможным отслеживание стоимости товара и администрирование налога на добавленную стоимость (НДС).
«Выяснилось, что вообще никакого документа нет. Черный импорт просто прет на нашу территорию, и РФ недополучает десятки миллиардов рублей в бюджет», — заявил Владимир Путин.
Для решения текущего кризиса с очередями российский лидер провел переговоры с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Стороны договорились создать подобие «зеленого коридора», чтобы пропустить скопившийся транспорт. Таможенные органы обеспечат ускоренное прохождение границы при условии, что перевозчики предоставят хотя бы минимальные данные о грузе, его стоимости и конечном получателе для уплаты налогов.
Однако со следующего года Россия намерена полностью перекрыть каналы нелегального ввоза. Таможня будет требовать полный пакет документов на все товары.
«Со следующего года наша таможня при такой проверке будет требовать наличие всех документов. А если не будет, то таможни, наверное, договорятся вплоть до конфискации. В этой фуре же все: от гвоздей до бриллиантов и телевизоров. Пусть запишут хоть шнурки, хотя бы что-то начнут платить, пусть заявят конечного получателя», — предупредил президент России.
Путин подчеркнул, что цель этих мер — наведение порядка в торговле и обеспечение поступления НДС в бюджет. По его словам, процесс разгрузки очередей уже начался, и тысячи фур продолжили движение. До конца года скопившихся фур на границе не будет.
Напомним, ужесточение контроля за нелегальными схемами в трансграничной торговле продолжается с сентября. Ранее ФТС объясняла, что проверочные мероприятия проводятся в ответ на обращения предпринимателей и для пресечения ввоза продукции, представляющей риск для граждан.
В то же время рынок испытывает последствия задержек: по информации Forbes, в октябре около 7 тысяч фур с грузом весом 77 тысяч тонн ожидали оформления, а замороженные поставки оценивались в $154 млн. На складах скопились товары для маркетплейсов и розницы, клиенты не могли получить ни товар, ни компенсацию.

