«КР станет транзитной страной»: Жапаров — о железной дороге ККУ и погашении внешнего долга к 2035 году

«КР станет транзитной страной»: Жапаров — о железной дороге ККУ и погашении внешнего долга к 2035 году

Президент Садыр Жапаров опубликовал подробное разъяснение о внешнем и внутреннем долге страны за последние 30 лет. По его словам, нынешний период стал временем активных выплат, которые совпали с его президентским сроком.

Сколько было выплачено

Президент перечислил ежегодные объемы погашения:

  • 2020 год — 31 млрд сомов;
  • 2021 год — 30 млрд сомов;
  • 2022 год — 34 млрд сомов;
  • 2023 год — 53 млрд сомов;
  • 2024 год — 60 млрд сомов;
  • 2025 год — 79 млрд сомов.

Всего за 2020–2025 годы выплачено 285.4 млрд сомов (3.3 млрд долларов), из них:

  • внешний долг — 170.5 млрд сомов;
  • внутренний долг — 114.9 млрд сомов.

Глава государства заявил:

«Таким образом, мы полностью избавимся от накопленных внешних долгов к 2035 году, причем без особых затруднений».

Он объяснил это «высокими темпами экономического роста» и реализацией крупных проектов.

Устойчивость госдолга

По словам президента, показатель долга к ВВП сегодня составляет 42%, тогда как ранее доходил до 68–84%. Жапаров подчеркнул: «Следовательно, поводов для беспокойства нет».

Как погашаются новые кредиты

Президент сообщил, что новые заимствования направлены только на проекты, которые будут себя окупать:

  • Камбар-Атинская ГЭС — 1.5 млрд долларов на 50 лет без процентов.
    «Доходы от ее деятельности позволят погасить кредит не за 50, а примерно за 15 лет», — сказал он.
  • Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан не считается внешним долгом, так как реализуется на коммерческой основе.
«Три страны совместно строят дорогу, вводят ее в эксплуатацию, а через 35 лет две стороны выходят из проекта, и дорога полностью переходит в собственность Кыргызстана.
Здесь хочу еще раз обратиться к народу и сделать одно важное напоминание.
Если представить, что все страны мира объединены в единый экономический океан, то Китай сам по себе — это отдельный экономический океан. И сейчас мы строим железную дорогу, которая соединит эти два океана.
Эта железная дорога пройдет через территорию Кыргызстана. В будущем мы станем транзитной страной и сможем влиять на мировую экономическую политику. Поэтому мы не должны поддаваться на провокации и обязаны довести этот проект до конца в кратчайшие сроки.
Следует отметить, что почти 90 процентов подобных крупных проектов не связаны напрямую с государственным бюджетом. Разумеется, есть кредиты, привлекаемые для социальных проектов и дорожного строительства, но они не окажут существенного влияния на бюджет в будущем.
Поэтому прошу не обращать внимания на тех, кто, спекулируя цифрами внешнего долга, пытается сеять панику и поднимать народ, представляя ситуацию как трагедию.
Все используется по назначению и направляется на адресные проекты», — отметил Жапаров.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории