Почему в Генплане Бишкека 2050 делают ставку на трамваи вместо метро, объяснил эксперт
В Бишкеке 25 декабря 2025 года завершились общественные слушания проекта Генплана столицы до 2050 года, сообщили в мэрии.
На слушаниях руководитель направления «Транспортная инфраструктура» ООО «НИИ ПГ» Александр Баранов представил оценку текущей ситуации: по его словам, 40% магистральной улично-дорожной сети не соответствует нормативной категории, 85% магистральной УДС загружены, а 77% магистральной УДС запаркованы, что снижает пропускную способность в 2 раза. Также отмечены высокие темпы автомобилизации — 330 автомобилей на 1 000 жителей по данным 2024 года.
Отдельно Баранов указал на проблемы общественного транспорта: переполненность подвижного состава, низкая скорость сообщения и наличие территорий без регулярного обслуживания.
По проекту Генплана в транспортную часть заложены меры по развитию магистралей и обходной дороги: доведение до нормативных параметров 333 км магистральной УДС, строительство 299 км магистральной УДС, а также 89 км дороги в обход Бишкека, включая 49 км нового строительства. Кроме того, проект предусматривает 18 транспортных развязок и 2 путепровода через железнодорожные пути.
В части общественного транспорта проект предлагает строительство трамвайной линии и внедрение системы скоростного автобусного сообщения. При этом, как отметил Баранов, строительство метрополитена признали нецелесообразным: по его словам, затраты на метро примерно в 10 раз выше стоимости создания трамвайной сети.
В числе целевых показателей проекта названы рост доли поездок на общественном транспорте на 54% и обеспечение 100% населения обслуживанием общественным транспортом.
В качестве аргумента в пользу трамвая и автобусов на слушаниях привели сравнение по вместимости: для перевозки 220 пассажиров достаточно 1 современного трамвая, 2 автобусов большой вместимости или 3 автобусов, что может заменить 180 личных автомобилей.


