Автоимпорт в ЕАЭС: как Кыргызстану и Казахстану найти компромисс — оценки экспертов
Диспут, возникший на последнем заседании Совета глав правительств ЕАЭС, обнажил недопонимание между Казахстаном и Кыргызстаном в части подходов к торговле автомобилями. В сложившейся ситуации эксперты призывают стороны искать компромисс, не разрушая принципы общего рынка.
Предмет дискуссий — предложение Астаны ужесточить порядок ввоза автомобилей, приобретенных физическими лицами через электронные аукционы, а также ограничить использование копий сертификатов безопасности. При этом позиции КР и РК в данном вопросе оказались настолько принципиальны, что ситуацию вокруг правил импорта автомобилей внутри ЕАЭС решено было вынести на уровень президентов двух стран.
В Казахстане инициативу объясняют борьбой с серыми схемами и попыткой «обелить» рынок. В основу позиции легло ужесточение технического регулирования, вступившее в силу 20 октября 2025 года.
Казахстанские власти также указывают, что за три года импорт подержанных автомобилей вырос почти на 50%, что, по их оценке, усилило риски для безопасности и налоговой дисциплины.
В Кыргызстане инициативу Казахстана восприняли неоднозначно. Член Ассоциации международных грузовых перевозчиков КР Сергей Голинко считает, что подобные предложения отражают тревожную тенденцию отхода от первоначальной логики Союза.
«ЕАЭС создавался как экономический союз для решения общих задач, но иногда используется как протекционистский клуб», — отмечает он.
По его словам, формальные поводы все чаще применяются для создания условий недобросовестной конкуренции в интересах отдельных стран. В частности, запрет на ввоз автомобилей, приобретенных через аукционы, эксперт считает необоснованным.
«Аукционы — это прозрачные сделки с реальной стоимостью автомобиля и понятными банковскими платежами. Такой формат важен и для корректного расчета таможенных платежей», — подчеркивает Голинко.
Эксперт предупреждает: ограничение ударит прежде всего по малому бизнесу и частным импортерам, сократив возможности прямых поставок. Рынок, по его оценке, может откатиться к посредникам, наличным расчетам и росту теневого сегмента.
На этом фоне предложения кыргызской стороны по созданию единой цифровой системы проверки легальности импорта автомобилей эксперт считает более рациональными.
«Такая система убирает серые схемы, дает государству контроль, но при этом сохраняет свободный рынок и не бьет по добросовестным предпринимателям», — считает он.
Несколько иной позиции придерживается Асылбек Аюпов, доктор экономических наук и профессор. Он обращает внимание на то, что роль международных объединений, подобных ЕАЭС, заключается не только в снятии барьеров, но и в умении находить компромиссы между странами с разным экономическим потенциалом.
По его словам, если претензии к действующим схемам импорта фактически исходят от одной страны, логичнее решать вопрос в двустороннем формате, не превращая его в «системную проблему» всего Союза.
«Наши экономики трудно сопоставимы. У Кыргызстана просто меньше финансовых возможностей, и операции с автомобилями — это источник доходов для большого числа людей», — отмечает эксперт.
Жесткий и односторонний подход, по мнению Аюпова, может вызвать заметные социально-экономические последствия и создать дополнительные риски для интеграции.
«С северным соседом нужно договариваться гибко и мягко. Если подходить к вопросу резко, можно нажить проблем — и мало не покажется», — резюмирует Аюпов.
Отметим, что импорт автомобилей в Кыргызстан в 2024 году составил $1.743 млрд (по данным Нацстаткома).