Рынок грузоперевозок в КР в 2025 году: ключевые изменения и тренды

Рынок грузоперевозок в КР в 2025 году: ключевые изменения и тренды

Итоги 2025 года на рынке грузоперевозок подводит Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

За 2025 год логистический ландшафт Кыргызстана изменился сильнее, чем за предыдущие пять лет. Рост грузоперевозок на 10.6% за девять месяцев и амбициозные инфраструктурные проекты – лишь видимая часть айсберга. Значимые изменения происходят в операционной деятельности компаний – они активно осваивают инструменты автоматизации логистики.

Растет промышленное производство и ВВП (+10.2% за 11 месяцев 2025 года), что открывает новые возможности для всех компаний, работающих в транспортно-логистической отрасли. Государство поддерживает развитие рынка на двух уровнях – выстраивая физическую инфраструктуру и ускоряя цифровизацию отрасли.

Инфраструктурные проекты

В этом году началась активная стадия строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Транспортный коридор длиной около 530 км станет новым прямым маршрутом из Китая в Центральную Азию. Это стратегический проект – важное звено Евразийской мультимодальной сети.

Начались работы по созданию нового автомобильного коридора с Китаем через перевал Бедель. Завершение строительства намечено на 2029 год. Этот путь станет третьим автопереходом между странами и разгрузит существующие пункты пропуска.

Для интеграции с этими международными проектами внутри страны продолжается строительство внутренней железнодорожной линии Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече, которая соединит север и юг Кыргызстана.

В 2025 году расширена сеть торгово-логистических центров (ТЛЦ). К началу 2026 года их станет больше 40. Особенно значим проект логистического центра и терминала на границе с Китаем, который ускорит экспорт китайских товаров в ЕАЭС.

Цифровизация логистики и таможенных процедур

В 2025 году заметно ускорилась работа по внедрению цифровых решений, которые сокращают сроки и упрощают процессы в международной торговле. Например, на некоторых КПП появилась электронная очередь, что позволило ликвидировать скопления фур на пограничных переходах. Так, на КПП «Достук» на границе с Узбекистаном запущена интеллектуальная система управления пограничным переходом. Система автоматически распознает номерные знаки транспортных средств, управляет шлагбаумами без участия человека и отправляет водителям оповещения о порядке прохождения границы.

В Таможенной службе Кыргызстана внедрена информационная система «Смарт Бажы» (Smart Baji), которая обеспечивает электронный документооборот и интегрирует данные всех контролирующих ведомств – Минтранса, Ветслужбы, Фитосанитарной инспекции и других. Инспекторы теперь работают с планшетами прямо на пункте пропуска, получают информацию в реальном времени и обрабатывают заявления параллельно, а не последовательно. Такой подход позволил сократить время прохождения процедур с часов до минут и создать основу для интеграции таможенных систем других стран ЕАЭС.

Также стартовал проект по созданию единого окна для логистики и внешней торговли. Речь идет о системе, через которую перевозчик или экспортер подает один набор электронных документов, а дальше ими обмениваются все задействованные ведомства – Таможня, Минтранс, Пограничная, Ветеринарная и фитосанитарная службы.

Сейчас подобная интеграция тестируется на базе таможенной платформы и проекта безбумажной торговли, но в полную силу она должна заработать в перспективе двух–трех лет. Это позволит отказаться от дублирующих справок, сократить число «окон» на границе и превратить весь маршрут груза – от подачи декларации до выпуска – в единую цифровую цепочку.

E-commerce как драйвер логистики

В 2025 году объем внутреннего рынка e‑commerce достиг $525 млн, что на 15% больше, чем годом ранее. Только за первое полугодие совершено около 1 млн онлайн‑покупок на 1.7 млрд сомов, причем число транзакций выросло на 56% к аналогичному периоду прошлого года.

Активно развивается трансграничная онлайн‑торговля через маркетплейсы. Только на Wildberries зарегистрировано более 6 тысяч кыргызстанских продавцов, а в первом полугодии 2025 года их продажи выросли на 53% в денежном выражении и на 48% по количеству заказов по сравнению со вторым полугодием 2024 года.

Для внутреннего рынка это означает устойчивый рост спроса на курьерскую доставку, региональные распределительные склады и развитие последней мили, а для малого и среднего бизнеса – более низкий порог входа в торговлю и возможность сразу работать по всей стране.​

Отмена «серого» импорта в России

Осенью на границе с Россией образовались многокилометровые очереди фур. Это стало следствием ужесточения борьбы с «серым» импортом, а не просто сезонным сбоем. Раньше схема работала так: товар для российского рынка формально оформляли в Казахстане или Кыргызстане, а в России его принимали как уже ввезенный в ЕАЭС. Это позволяло российским покупателям занижать базу и уходить от уплаты полного импортного НДС в бюджет РФ. Теперь российская сторона начала жестко проверять такие грузы.

Чтобы разгрузить переходы и не парализовать торговлю, Россия до 25 декабря 2025 года временно разрешила ввозить товары без полного пакета «евразийских» документов, но с последующей проверкой уже на своей территории. Далее легализуют немаркированную продукцию, доначисляют налоги, а контрабанду изымают.

С 1 апреля 2026 года ситуация станет еще жестче: в России планируется запуск системы СПОТ, по которой российский покупатель должен будет внести обеспечительный платеж (по сути, залог под будущие налоги) до прибытия товара. Это означает, что для устойчивых поставок кыргызстанским компаниям придется работать только с теми российскими контрагентами, которые готовы играть «в белую» и заранее подтверждать свои обязательства перед налоговой.

Технологические тренды 2025 года

В 2025 году бизнес перешел от изучения цифровых инструментов в логистике к их реальному использованию. Во‑первых, перевозчики и грузовладельцы уходят от поиска «по знакомству» к работе через цифровые площадки. Специализированные платформы позволяют не только находить груз или транспорт, но и проверять контрагента по истории рейсов, отзывам и финансовой дисциплине. Каждая сделка оставляет цифровой след, а рейтинги и встроенные проверки помогают отсеивать случайных игроков и снижать риск срыва поставок или мошенничества.​

Во‑вторых, растет роль аналитики и больших данных. Современные сервисы уже не просто показывают текущие ставки и доступные машины — они считают средние цены по направлениям, анализируют реальные сделки, визуализируют грузопотоки и подсказывают, какие маршруты становятся перспективными. Это позволяет кыргызстанским компаниям заранее видеть изменения спроса, точнее планировать загрузку парка и выбирать более прибыльные коридоры.​

В-третьих, усиливается тренд на прозрачность. GPS‑мониторинг транспорта и приложения для водителей становятся стандартом: грузовладелец видит, где сейчас машина, когда она приедет и что происходит по пути. Цифровые платформы интегрируют трекинг с электронным документооборотом – накладные, акты и счета проходят по единому цифровому контуру, что облегчает контроль и для бизнеса, и для налоговой. В условиях курса государства на легализацию и фискализацию рынка именно эта связка – «данные + прозрачность» – становится конкурентным преимуществом логистических компаний.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории