Средний коридор, почтовый канал e-commerce и 180 дней для водителей в РФ: главные логистические тренды ноября
Переориентация грузопотоков Кыргызстана на страны ЕАЭС, развитие Транскаспийского маршрута (ТМТМ) с участием Китая и усиление почтового транзита между Европой и Азией — об этих событиях и их значении для рынка в обзоре новостей логистики за ноябрь 2025 от «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Переориентация грузопотока
За январь–сентябрь 2025 года внешнеторговый оборот Кыргызстана сократился на 8.3%, составив $11.27 млрд, при этом экспорт вырос на 74.3%. Наблюдается переориентация торговых потоков: рост товарооборота с Казахстаном на 17% ($1.22 млрд) при сокращении объемов с Германией ($137.7 млн) и США ($170.8 млн).
Россия сохраняет статус одного из ключевых торговых партнеров Кыргызстана с долей 22% во внешней торговле республики и объемом $2.53 млрд. При этом Китай остается крупнейшим партнером с долей в 33.3% в общем товарообороте ($3.75 млрд за девять месяцев 2025 года). На страны СНГ приходится 41.2% ($4.64 млрд ) внешней торговли, при этом оборот с государствами ЕАЭС составил $3.85 млрд.
«Экспорт растет во многом за счет низкой базы прошлого года и изменения структуры поставок, прежде всего металлов, текстиля и реэкспортных товаров через Кыргызстан в соседние страны и Китай. При этом общий внешнеторговый оборот снижается, потому что импорт — основная часть торговли — почти не растет, а по ряду направлений даже проседает на фоне охлаждения спроса, девальвационных ожиданий и снижения инвестиционной активности внутри страны. Падение оборота со странами вне СНГ (до 88% от уровня прошлого года) говорит о том, что внешние рынки для кыргызских компаний становятся менее доступными или менее выгодными, тогда как акцент смещается на региональных партнеров в ЕАЭС и Центральной Азии», — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Развитие отношений с Россией
В ходе госвизита президента РФ Владимира Путина в Кыргызстан состоялись переговоры с президентом КР Садыром Жапаровым, направленные на укрепление стратегического партнерства между странами.
Логистика занимает важное место в экономических связях двух стран. За девять месяцев 2025 года пассажиропоток между Россией и Кыргызстаном вырос более чем на 50%, а товарооборот увеличился на 17%.
В рамках визита стороны подписали заявление об углублении союзнических отношений и договорились активизировать сотрудничество в транспортно-логистической сфере, включая внедрение цифровых технологий для оптимизации транспортных потоков в Евразии.
«За четыре года грузовые автоперевозки между странами выросли почти на 80%, до 1 млн тонн, причем около 85% потоков идут из России, что показывает формирование устойчивого коридора для экспорта из РФ в Центральную Азию. Рост железнодорожного и авиасообщения, расширение квот на автоперевозки и договоренности по цифровизации логистики говорят о переходе от разрозненных маршрутов к более системной модели сотрудничества, где КР выступает важным транзитным и распределительным узлом для всего региона. Для бизнеса это означает большую предсказуемость и емкость транспортных коридоров, снижение барьеров и административных задержек, а также стимул инвестировать в автопарк, складскую и IT-инфраструктуру вдоль этих маршрутов», — уверен Бейилбаев.
Почтовые службы усиливают сотрудничество
Почтовые операторы России и Кыргызстана заключили стратегическое соглашение, направленное на создание современного транзитного коридора между Европой и Азией. Основными целями партнерства являются повышение качества доставки и развитие транзитного потенциала для международной торговли.
Партнеры намерены увеличить долю почтового канала в электронной коммерции и в сфере денежных переводов между двумя странами. Для бизнес-клиентов и международных маркетплейсов будут разработаны совместные логистические решения, обеспечивающие быструю и надежную доставку грузов.
«За последние годы трансграничная онлайн‑торговля растет двузначными темпами, и для маркетплейсов почтовый канал становится одним из ключевых способов доставки мелких отправлений и посылок до 30 кг, где классическая автологистика и FTL/FTL‑модель менее эффективны. Создание совместного почтово‑логистического коридора в связке с уже растущими автоперевозками между РФ и Кыргызстаном позволяет бизнесу выстроить более предсказуемую и быструю доставку из России в Центральную Азию и обратно. Для российских и международных маркетплейсов это означает снижение сроков «последней мили», большую прозрачность тарифов и расширение географии продаж без необходимости самим поднимать сложную транзитную инфраструктуру», — комментирует глава представительства биржи.
Объемов грузоперевозок растет
Кыргызстан планирует существенно нарастить объемы грузоперевозок к 2030 году — до 110 млн тонн ежегодно. Для реализации этих планов требуется значительное увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру. Если в 2024 году объем вложений в сектор составил $200 млн, то для полноценного развития необходимо привлечение дополнительных $1.65 млрд.
Статистические данные подтверждают рост логистического потенциала страны. За последние четыре года грузооборот автотранспорта увеличился на 82%, достигнув 44 млн тонн. Внимание уделяется развитию всех видов транспорта: железнодорожного, сохраняющего стабильные объемы в 2-3 млн тонн, и авиационного, где нагрузка на основные аэропорты выросла в 12 раз.
«В рамках развития транспортной инфраструктуры реализуются масштабные проекты, включая строительство нового международного аэропорта в Джалал-Абадской области и модернизацию существующих авиационных терминалов. Стратегической задачей является диверсификация транспортных коридоров и развитие мультимодальных перевозок, что позволит полностью реализовать транзитный потенциал Кыргызстана в регионе», — считает Бейилбаев.
180 дней в России
С 1 января 2025 года в России вступили в силу новые правила, согласно которым иностранные граждане из безвизовых стран, не имеющие разрешительных документов на работу, могут пребывать в стране не более 90 суток в течение календарного года. Это изменение создало дополнительные сложности для кыргызстанских водителей, работающих на международных направлениях. Чтобы устранить барьеры для взаимной торговли, власти России обещают в ближайшее время увеличить срок пребывания кыргызстанских грузоперевозчиков с 90 до 180 дней в год.
«Для рынка автогрузоперевозок это не техническая, а системная проблема: 90 дней в год для водителей явно недостаточно, чтобы выполнять долгосрочные контракты. Ограничение резко сокращает количество возможных поездок, ломает графики международных цепочек поставок и создает риск срывов поставок для грузоотправителей, особенно на фоне растущих потоков между Россией и странами ЕАЭС. Возвращение к 180 дням — логичный шаг: он снимает миграционное «бутылочное горлышко» и позволяет перевозчикам планировать рейсы и загрузку автопарка на весь год, а не в режиме «пока не кончились дни». Для отрасли это вопрос не только удобства, но и конкурентоспособности: если режим пребывания останется жестким, часть грузов уйдет к перевозчикам под другими юрисдикциями или в альтернативные каналы», — отметил эксперт.
Китай присоединился к развитию ТМТМ
В ноябре 2025 года в Сиане (Китай) заключены ключевые соглашения по развитию транспортного коридора Китай — Европа. Китайские железные дороги (CRCT) официально присоединились к консорциуму Middle Corridor Multimodal, созданному железными дорогами Казахстана, Азербайджана и Грузии. Подписано межправсоглашение между КНР и пятью центральноазиатскими странами об углублении сотрудничества в грузовых перевозках. Участники договорились о совместном развитии Транскаспийского международного маршрута (ТМТМ) как ключевого звена Среднего коридора.
«Средний коридор страдает от узких мест — ограниченной пропускной способности портов на Каспии, дефицита флота, длительных стыковок и слабой цифровизации, из-за чего сроки и стоимость перевозки все еще уступают северным и южным маршрутам. Присоединение китайских железных дорог и межправительственное соглашение с пятью странами Центральной Азии создают политический и финансовый «зонт» для решения этих задач: появляются основания для синхронизации тарифов и расписаний, инвестиций в порты, подвижной состав и ИТ-системы, а также для реального упрощения таможенных и пограничных процедур. Развитие Среднего коридора выгодно и автогрузоперевозчикам — оно ведет к росту спроса на автологистику «первой» и «последней мили» вдоль ТМТМ — от подвоза контейнеров к терминалам до распределения грузов и обслуживания e‑commerce в странах Центральной Азии, Кавказа, Турции и ЕС», — резюмировал Эмирлан Бейилбаев.