Упрощенный ввоз в РФ, новый хаб на границе с РК и южная ветка ТМТМ: главные события логистики за октябрь

Упрощенный ввоз в РФ, новый хаб на границе с РК и южная ветка ТМТМ: главные события логистики за октябрь

Новый логистический хаб, маршрут через Азербайджан, ставка на экспорт сельхозпродукции — об этих и других событиях в ежемесячном дайджесте новостей логистики за октябрь 2025 года.

Упрощенный порядок ввоза товаров в Россию

Россия ввела временный упрощенный порядок ввоза товаров из Казахстана и Кыргызстана. Согласно указу президента РФ, до 10 декабря 2025 года допускается ввоз товаров в Россию автомобильным транспортом без документов, подтверждающих их статус как товаров ЕАЭС, и без обязательной маркировки. Упрощенный режим действует при соблюдении определенных условий: получателем должно выступать российское юрлицо, а у перевозчика должно быть соответствующее уведомление от него. После пересечения границы таможня сопровождает груз до склада временного хранения (СВХ). Компании-получатели обязаны обеспечить размещение товаров на СВХ и их полное таможенное декларирование с уплатой всех необходимых платежей до 27 декабря 2025 года.

«Эта мера вызвана необходимостью разгрузить российско-казахстанскую границу, где сейчас наблюдаются очереди из тысяч грузовиков. Возможно, она повлияет и на тенденцию спроса на экспортные грузоперевозки из Кыргызстана. Так, в третьем квартале, по данным «Биржи ATI.SU», спрос на доставку грузов автомобильным транспортом из КР в другие страны сократился на 15% год к году. При этом количество заявок на грузоперевозки в Россию упало на 36%. Это связано в том числе с заторами на границе. Сейчас пиковый сезон для экспорта, вызванный поставками сельскохозяйственной продукции. Поэтому упрощение правил пересечения российской границы, даже временное, положительно скажется на бизнесе кыргызстанских и российских компаний», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства биржи.

Новый логистический хаб на границе с Казахстаном

В Кордайском районе планируется строительство крупного индустриального торгово-логистического комплекса (ИТЛК). Общий объем инвестиций в проект оценивается в $200 млн. Комплекс займет 229 га и включает три зоны: индустриальную и торгово-логистическую на территории Казахстана, а также приграничную торгово-логистическую в Кыргызстане. Первую очередь мощностью до 100 тысяч м² складских и сервисных площадей введут в эксплуатацию до конца второго квартала 2026 года. Полная мощность ИТЛК составит около 700 тысяч м² производственных, складских и торговых объектов. Планируется создание более 5 тысяч рабочих мест в сферах производства, логистики и сервиса к 2028 году.

«По данным IBC Global, совокупный рынок складских площадей Центральной Азии достиг 2.8 млн м², однако более 2 млн из них сосредоточены в Казахстане. При этом Кыргызстан включился в активную борьбу за транзитный поток из Китая в Европу и Россию. Для этого стране необходимо ускоренными темпами расширять логистическую инфраструктуру. В целом, это уже делается. Так, по данным Минсельхоза, в 2025 году в Кыргызстане введут 9 новых торгово-логистических центров при существующих 34 — то есть предложение площадей вырастет более чем на треть», — комментирует Бейилбаев. 

Тестовый маршрут из Китая в Азербайджан

Начаты тестовые грузоперевозки по новому маршруту  Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан. На первом этапе из Китая в направлении Азербайджана отправлены четыре 40-футовых контейнера, которые уже прибыли на станцию Ош в Кыргызстане для оформления документов и подготовки к дальнейшему пути. Согласованное время транзита от станции Ош до конечного пункта в Баку составляет 12 календарных дней. После оформления в Оше контейнеры проследуют по железной дороге через территории Узбекистана и Туркменистана, затем будут переправлены через Каспийское море в Азербайджан.

«Новый мультимодальный маршрут станет южной ветвью Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который рассматривается как важная альтернатива традиционным логистическим путям. ТМТМ связывает Китай с Европой через Центральную Азию и Кавказ. Его основная ветка идет через Казахстан до Каспийского моря — без захода на территорию Кыргызстана. Новый маршрут позволит нашей стране встроиться в этот перспективный коридор, который уже имеет большое значение для глобальных логистических цепочек», — поясняет представитель биржи.

Ставка на экспорт сельхозпродукции

В Кыргызстане планируют удвоить объем агроэкспорта к 2030 году и увеличить уровень переработки сельхозпродукции до 50% к 2040 году. Для этого потребуется трехкратное увеличение инвестиций в отрасль, а также реализация более 35 мер, утвержденных указом президента «О дополнительных мерах по развитию агропромышленного комплекса». 

«Устойчивый рост экспорта невозможен без трансформации рынка грузоперевозок — расширения и модернизации дорожной сети, цифровизации бизнес-процессов и таможенных процедур, строительства объектов складской недвижимости. Совершенствование логистической инфраструктуры является одним из приоритетов Национальной программы развития до 2030 года, которая предусматривает превращение Кыргызстана в региональный логистический и торговый хаб между Китаем, странами ЕАЭС и Южной Азией. В частности, программа предусматривает строительство не менее 1 млн м² новых складских и логистических комплексов, а также ремонт и модернизацию не менее 50% автодорог республиканского значения»,  — отмечает Бейилбаев.

Выставка собрала экспертов

В Бишкеке с 28 по 30 октября 2025 года прошла вторая международная выставка KyrgyzTransLogistic. В ней приняли участие 50 компаний из 5 стран. Экспозиция заняла 1200 кв. м выставочной площади, ее посетили 4 тысячи специалистов. В рамках деловой программы обсудили развитие международных транспортных коридоров, глубокую цифровизацию логистических процессов, перспективы электронной коммерции, внедрение современных технологий для мониторинга и контроля перевозок.

Замминистра транспорта КР Алмаз Тургунбаев отметил усилия государства по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, но подчеркнул, что для раскрытия полного потенциала отрасли необходимы инвестиции и активное участие частного сектора. Бизнесу необходимо выходить на международный рынок и налаживать партнерские связи, считает замминистра. Он предложил провести в следующем году Международный транспортный форум для диалога между государством и бизнесом по вопросам развития логистики и создания бесшовных транспортных цепочек. 

«Это сигнал для бизнеса: государство открыто для партнерства и готово создавать инфраструктурные и регуляторные условия для роста отрасли. Прямой призыв к выходу на внешние рынки означает, что от компаний ждут не просто работы в рамках страны, а амбициозных проектов и трансформации в игроков международного уровня. Анонсируемый форум может стать площадкой для формирования новых консорциумов и бизнес-моделей. По сути, бизнесу предлагают стать соавторами амбициозного транзитного проекта страны», — резюмировал директор кыргызстанского представительства биржи.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории