Парковки для самокатов и единый оператор микромобильности: как развивается кикшеринг в Кыргызстане

Парковки для самокатов и единый оператор микромобильности: как развивается кикшеринг в Кыргызстане

В Бишкеке подвели итоги сезона кикшеринга. Руководитель «Яндекс Кыргызстан» Тилек Сулайманов рассказал журналистам о развитии сервиса самокатов, безопасности пользователей и совместных проектах с мэрией столицы.

Альтернатива автомобилям и общественному транспорту

Кикшеринг в Бишкеке постепенно становится неотъемлемой частью городской транспортной среды. По данным компании, пользователи совершают порядка 255 тысяч поездок в месяц на самокатах партнеров «Яндекс Go».

«Это значит, что люди 255 тысяч раз выбрали поехать на самокате, а не на автомобиле или такси», – отметил Тилек Сулайманов.

Он подчеркнул, что использование самокатов помогает не только экономить время, но и снижать нагрузку на дороги. По подсчетам компании, пользователи сервиса сэкономили порядка 233 тысяч часов, избежав пробок.

В 70% случаев самокаты используются как транспорт для передвижения из точки А в точку Б, а не как развлечение. Таким образом, сервис помогает разгрузить общественный транспорт и уменьшить количество автомобилей на улицах. Сейчас в городе насчитывается порядка 2 тысяч самокатов, которые работают в разных районах столицы.

Единый оператор и парковки для самокатов

По его словам, развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности (СИМ) – одно из ключевых направлений.

«Мы сталкиваемся с тем, что пользователи не всегда понимают, где можно оставить самокат, а где нельзя. Поэтому мы активно работаем с мэрией и предложили за свой счет создать до 300 парковок для самокатов в Бишкеке, чтобы наглядно обозначить места, где их можно оставлять», – рассказал он.

Сулайманов отметил, что визуально обозначенные парковки помогут навести порядок и сделать использование сервиса удобнее. Помимо физических парковок, в приложении остаются и виртуальные точки, которые также помогают пользователям ориентироваться в городе.

Компания также предложила создать единого оператора микромобильности, который будет координировать работу всех шеринговых сервисов, следить за соблюдением стандартов и оперативно реагировать на обращения граждан.

«Такой оператор уже работает в Алматы. Он помогает акимату с точки зрения наведения порядка и взаимодействия с пользователями. Мы предложили реализовать подобную модель в Бишкеке», – отметил глава «Яндекс Кыргызстан».

«Стоп-зоны» и школы безопасного вождения 

Вопрос безопасности остается одним из главных для компании. Каждый пользователь перед началом поездки проходит короткий курс по правилам эксплуатации и парковки самокатов.

Самокаты оснащены модулем удаленного контроля скорости, который ограничивает движение в определенных зонах. В Бишкеке действуют 12 зон, где самокат полностью останавливается, и 17 зон, где скорость ограничивается до допустимой.

«Это эффективный способ ограничить скорость внутри города и не дать пользователям создавать аварийные ситуации», – подчеркнул Сулайманов.

Компания при поддержке мэрии готова увеличивать количество таких зон. Кроме того, «Яндекс» проводит школы безопасного вождения, где обучает как начинающих, так и опытных пользователей теории и практике безопасной езды.

Контроль и меры ответственности

Тилек Сулайманов также рассказал, как можно сократить количество нарушений среди пользователей самокатов. По его словам, компания предлагает внедрить систему обратной связи для фиксации нарушений и рассмотреть возможность введения штрафных санкций.

«Вопрос уменьшения аварийных ситуаций с самокатчиками, на мой взгляд, можно решить с введением штрафных санкций. Например, через фиксацию нарушений от самих горожан – такая практика уже есть в Москве», – отметил Сулайманов.

Он добавил, что компания готова помочь в создании специального телеграм-бота, куда пользователи смогут направлять информацию о нарушениях. 

«Мэрия или ГУОБДД смогут реагировать на такие сообщения. Со стороны сервиса мы не имеем полномочий вводить санкции, это может делать только уполномоченный орган», – пояснил он.

Безопасность пользователей

Тилек Сулайманов также рассказал, что внимание к безопасности распространяется и на другие сервисы компании.

К примеру, курьеры проходят обязательное обучение правилам дорожного движения и используют электровелосипеды компании с ограничением скорости. В сервисе «Яндекс Такси» применяется автоматическая система мониторинга скорости и стиля вождения, которая фиксирует превышения, резкие маневры и другие опасные действия.

«Если водитель превышает скорость или совершает опасные маневры, система предупреждает его и помогает предотвратить аварийные ситуации», – отметил он.

Кроме того, при подозрительных событиях – отклонении от маршрута, долгих остановках или резком торможении – операторы связываются с водителем и пассажиром для проверки ситуации.

В приложении пользователи могут воспользоваться разделом «Безопасность», где доступна связь с экстренными службами, обращение в поддержку и возможность поделиться маршрутом с близкими. Все поездки застрахованы от несчастных случаев на сумму до 800 тысяч сомов.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории