Из-за проверки «серых» схем на границе с РФ застряли 7 тысяч фур из КР и Казахстана
С сентября тысячи фур с товарами из Китая, следовавшие из Казахстана и Кыргызстана, застряли на границе с РФ. Об этом сообщает Forbes. Причина — ужесточение контроля над «серыми» схемами доставки, через которые в Россию и страны региона ввозились сборные грузы без полного таможенного оформления.
По данным участников рынка, на границе стоят около 7 тысяч фур с грузом весом 77 000 т, а объем замороженных поставок оценивается в $154 млн. На складах скопились заказы для маркетплейсов и мелкой розницы, клиенты не могут получить ни товар, ни компенсации, отмечает Forbes.
Карго-схемы использовались для дешевой и быстрой доставки небольших партий — от одежды до электроники. Груз собирался от разных клиентов, оформлялся по общей декларации и шел через Кыргызстан или Казахстан как «единый товар». Именно эти транзитные маршруты сегодня стали точкой контроля.
После введения параллельного импорта в 2022 году объем «серых» перевозок вырос до $40–50 млрд в год, рассказывает Алексей Гончаров, гендиректор ООО «Экспресс» – логистической компании, работающей с КНР. Но с осени 2025 года Китай, Казахстан и Россия начали системно ограничивать нелегальные потоки. В Китае теперь нужно указывать реального производителя и объем экспорта, а Казахстан усилил проверки на пунктах «Хоргос» и «Достык».
По словам экспертов, часть грузов оформлялась с нарушением кодов ВЭД, а товары военного или химического назначения шли под видом гражданских. Теперь власти стран ЕАЭС требуют прозрачности, а перевозчики вынуждены переходить на «белые» схемы.
Участники рынка прогнозируют, что тарифы на доставку вырастут на 20–30%, и мелким компаниям придется либо объединяться, либо сокращать объемы закупок.