Минэконом КР вынес на общественное обсуждение проект изменений в закон «О финансовой аренде (лизинге)». Основной целью инициативы является поддержка отечественных предприятий по сборке и производству автотранспортных средств, а также развитие лизинговой деятельности
Редакция Economist.kg представляет читателям подробный разбор основных положений и предполагаемых последствий этих изменений.
Зачем это нужно?
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что госорганы и предприятия в КР закупают технику и оборудование преимущественно через открытые конкурсы, предусмотренные законом «О госзакупках». Однако в марте 2023 года вышли распоряжения президента и кабмина, которые обязали госструктуры приобретать определенные товары у отечественных производителей методом прямой закупки из одного источника.
Для упрощения этих процедур в апреле 2024 года была создана специализированная лизинговая компания. Лизинговые решения позволяют эффективнее использовать средства для приобретения техники и оборудования, также позволяют приобретать без применения процедуры госзакупок. Однако на деле госорганы и организации довольно редко используют лизинговые решения, ввиду отсутствия четких норм приобретения техники в лизинг.
Предложенные изменения
Законопроект предлагает дополнить существующий закон положением, которое позволит государственным органам и предприятиям в полной мере использовать возможности лизинга через государственную лизинговую компанию. Это решение направлено на поддержку автопрома и стимулирование закупок техники, произведенной на отечественных предприятиях.
Поддержка автопрома в Кыргызстане
В последние годы в республике активно развиваются предприятия по производству автотранспортных средств. В Минэкономе перечислили основные заводы, на которые направлен данный законопроект.
Завод Tulpar Motors: Завод по сборке автомобилей, расположенный в селе Ак-Суу Чуйской области, был открыт 18 июля 2024 года. На его мощностях уже выпускаются модели Chevrolet Tracker, Onix и Cobalt по технологии SKD производства General Motors. Кроме того, завод производит грузовые автомобили на базе шасси ISUZU и автобусы марок SAZ. До конца 2024 года планируется произвести около 960 единиц автотранспорта.
Завод по сборке грузовиков: В мае 2023 года Кыргызстан подписал четырехстороннее соглашение с китайскими компаниями о создании завода по сборке тяжелых грузовиков и специализированной техники серии SHAСMAN. Завод, открытый 30 августа 2024 года, уже запустил производственные линии.
Завод по сборке электромобилей: В феврале 2024 года начато строительство завода по сборке электромобилей и специальной техники в Сокулукском районе. Инвестором выступила китайская компания China Hubei Zhuoyue Group.
Ожидаемые результаты
В ведомстве отмечают, что принятие законопроекта создаст благоприятные условия для реализации автотранспортных средств, производимых на указанных предприятиях. Это упростит процесс закупки как для юридических, так и для физических лиц, что, в свою очередь, поддержит развитие отечественного автопрома и привлечет инвестиции в страну.