Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

В Кыргызстане открыли первую платную дорогу

В Кыргызстане открыли первую платную дорогу

Президент Садыр Жапаров сегодня, 6 декабря, в ходе рабочей поездки в Ошскую область принял участие в церемонии открытия объездной дороги в Узгенском районе. Об этом сообщила пресс-служба главы государства. Это первая в истории КР платная дорога.

На церемонии открытия Жапаров заявил, что данный проект был начат в январе этого года, и уже в начале декабря запускается новую дорогу.

В рамках проекта построены не только новые дорожные участки, но и два крупных моста: один длиной 197 метров через реку Кара-Дарыя, другой — 77 метров через реку Жазы. Кроме того, для удобства местных жителей были созданы подземные переходы для скота и пешеходов, а также подъездные дороги к населенным пунктам, сказал он.

Президент напомнил, что вопрос пробок на дороге, проходящей через Узген, неоднократно поднимался на Народных курултаях в 2022–2023 годах.

«В декабре прошлого года я подписал указ о реализации проекта «Строительство и эксплуатация объездной дороги города Узген в рамках государственно-частного партнерства. Сейчас, когда часть дороги вынесена за пределы города, в Узгене уменьшатся пробки, а транспортные потоки станут более организованными. Это также сократит время в пути, снизит риски дорожно-транспортных происшествий и другие неудобства», – подчеркнул глава государства.

Жапаров акцентировал внимание на то, что этот объездной путь в Узгене — первый проект в сфере дорожного строительства, реализованный по принципу государственно-частного партнерства. По такому же принципу любой желающий может участвовать в строительстве других альтернативных платных дорог.

В своей речи президент рассказал о новых и планируемых альтернативных дорогах, строительство которых значительно улучшит дорожную инфраструктуру регионов.

Среди ключевых проектов:

  • альтернативная дорога Суусамыр — Арал (115 км),
  • автодорога Алматы — Кемин — Иссык-Куль (150 км),
  • объездные дороги Бишкек — Кемин (105 км), Ош (35 км) и Ноокат (12 км).

Также разрабатываются новые маршруты, включая дорогу через Токтогульское водохранилище, которая сократит путь на 80 км, и альтернативный тоннель на Тоо-Ашуу, расположенный на 1000 метров ниже текущего, что ускорит поездки.

В планах также строительство 27-километровой платной дороги из Бишкека к аэропорту «Манас» через Маевку и Озерное.

Президент подчеркнул, что окупаемость дорог занимает долгий период, но развитие дорожной инфраструктуры остается приоритетом.

«Мы готовы передать строительство дополнительных дорог частным лицам. При этом приоритет будет отдан внутренним инвесторам. Более того, мы готовы напрямую, без конкурсов, передавать такие проекты нашим предпринимателям», — отметил глава государства и призвал бизнесменов вкладывать средства в проекты, которые принесут пользу обществу.

Жапаров подчеркнул, что если внутренние инвесторы не проявят интереса или не смогут реализовать проект из-за технологических или финансовых ограничений, то государство будет вынуждено привлекать иностранных инвесторов.

При этом президент особо отметил, что скандалы, клевета и попытки извратить добрые начинания в плохое со стороны недобросовестных журналистов, которые распространяют ложную информацию как истину, отпугивают не только иностранных инвесторов, но и внутренних предпринимателей.

«Например, многие наши состоятельные граждане раньше строили заводы и фабрики за границей, развивая там свой бизнес — вы все об этом знаете. Сейчас мы создаем условия, чтобы они вкладывали средства внутри страны, гарантируя им поддержку государства.
Например, вчера я встретился с Омурбеком Бабановым. Он инвестирует $18-20 млн в расширение и улучшение внешнего облика торгового центра Asia Mall. Также он вкладывает $50 млн в строительство технопарка, открытие которого планируется в январе.
Другим нашим внутренним инвесторам мы выделили участки земли на побережье Иссык-Куля площадью 10-20 гектаров. Они начали строительство пятизвездочных отелей и пансионатов стоимостью $100–150 млн. Мы рассчитываем, что через два года эти проекты начнут работать», – сказал Жапаров.

Он отметил, что за последние три года в Кыргызстане не было ни одного митинга.

«Установилась стабильность, увеличился внутренний валовой продукт. Поэтому иностранные инвесторы теперь выстраиваются в очередь, чтобы попасть к нам. С 2021 года наша страна привлекла прямых и косвенных иностранных инвестиций на сумму более $5 млрд. Поэтому мы не обращаем внимания на клеветников и продолжаем упорно работать, зная, что только честным трудом можно добиться успеха», – подчеркнул президент.

Жапаров подчеркнул, что дорожная инфраструктура — это «кровеносная система» государства, от которой зависит его развитие. Он добавил, что завершение стратегических дорог, таких как Ош — Баткен — Раззаков, Ала-Бука — Жаны-Базар — Кировка, Тюп — Кеген и Корумду — Балбай Баатыр, запланировано на следующий год.

Кроме того, в декабре этого года будет заложена «капсула времени» для проекта международной железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Президент выразил благодарность всем, кто принимал участие в строительстве объездной дороги в Узгенском районе.

«Мы должны сказать спасибо Таймурасу»: Садыр Жапаров – об участии сына Ташиева в строительстве дороги в Узгене
В интервью агентству «Кабар» президент Кыргызстана Садыр Жапаров прокомментировал ситуацию с новой объездной дорогой вокруг города Узген, за проезд по которой будет взиматься плата. Он отметил, что перед началом строительства правительство долго обсуждало, сколько средств понадобится на проект, и с…
Объявлены тарифы на проезд по новой объездной дороге Узгена
Проезд по новой объездной дороге вокруг Узгена для легковых автомобилей будет стоить 200 сомов. Об этом в эфире радио сообщил завотделом привлечения и подготовки проектов ГЧП Каратай Джангельдиев. Для грузовых автомобилей предусмотрены разные тарифы. Например, проезд двухосных грузовиков без прицеп…
В Узгенском районе завершается строительство новой объездной дороги
Полпред президента в Ошской области Эльчибек Джантаев посетил Узгенский район, где ознакомился с завершающимися работами на новой объездной дороге. Об этом сообщили в областной администрации. Общая протяженность дороги составляет 14 километров, ширина – 22 метра. В рамках проекта было построено два…
Ad coverAd cover