Кыргызстан наращивает грузоперевозки, открывает логистический центр на границе с Китаем и укрепляет отношения с Турцией — об этих событиях подробнее в нашем дайджесте новостей логистики в ноябре 2024 года.
Сотрудничество с Турцией
Президент Кыргызстана Акылбек Жапаров встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Глава РК еще раз обратил внимание на положительный эффект отмены требования по разрешительным документам для грузоперевозчиков между Турцией и Кыргызстаном. Это значительно упростило транспортировку товаров между двумя государствами.
Президент отметил, что в условиях сегодняшнего мира новая роль и значение транспортных маршрутов становятся особенно заметными. Так, железнодорожная линии «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» объединит около 4 млрд человек и расширит географию грузоперевозок из Азии в Европу, Турцию, Ближний Восток, Иран, а также в арабские страны и Северную Африку.
«Экономика Турции в 70 раз больше нашей. Турция для Кыргызстана — крупный и очень перспективный партнер, сейчас эта страна — один из крупнейших инвесторов в экономику РК. Однако есть еще большой нереализованный потенциал сотрудничества — как инвестиционного, так и торгово-экономического. Понимая это, президент Кыргызстана каждый год встречается со своим турецким коллегой. Внимание к сотрудничество со стороны первых лиц государства дает свои плоды: товарооборот между странами растет. Так, на ноябрьской встрече президент Турции заявил о намерении нарастить объем товарооборота с $2 млрд до $5 млрд. Эти инициативы будут способствовать и расширению грузоперевозок между нашими странами», — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Кыргызстан — лидер ЕАЭС по росту грузоперевозок
В январе-октябре 2024 года объем автомобильных грузоперевозок в Кыргызстане увеличился на 7.5% по сравнению с тем же периодом 2023 года, сообщил Национальный статистический комитет. За десять месяцев текущего года автотранспортом перевезено 35.8 млн тонн грузов. При этом автомобильные грузоперевозки составили 82.5% в общей структуре грузовых перевозок всеми видами транспорта.
Логистика в Кыргызстане развивается динамичнее, чем в целом в ЕАЭС. Так, по данным Евразийской экономической комиссии, грузоперевозки в Союзе с января по сентябрь 2024 года показали символический рост на 0.5%, а в Кыргызстане — выросли на 6.2 %. Для сравнения: грузоперевозки в Беларуси увеличились на 2.6%, в Казахстане — на 0.9%, а в России — на 0.4%.
«На позитивную ситуацию в Кыргызстане влияет совокупность факторов — от ускоренного развития онлайн-торговли до роста экспорта и промышленного производства (+4.2% в третьем квартале). И еще один важный для рынка показатель: по данным Партнерства по транспорту и логистике в Центральной Азии за 2023 год, среднее время ожидания для грузов на кыргызстанских КПП — минимальное среди всех стран ЕАЭС: 20 минут для всех грузов и всего 10 минут для скоропортящихся продуктов. Для сравнения, в Казахстане время ожидания на КПП для скоропортящихся продуктов — 1 час 50 минут, а остальных — 2 суток и 8 часов. Это еще один фактор в пользу кыргызстанской логистики», — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Ворота в Азию
На границе Кыргызстана и Китая, в Ат-Башинском районе Нарынской области, возводят международный торгово-логистический центр «Атбашы». Цель проекта — усилить экономические связи между Центральной Азией и международными рынками, а также стать ключевым элементом трансевразийской торговли. Центра «Атбашы» станет частью Свободной экономической зоны (СЭЗ) «Нарын».
Ожидается, что центр сможет повысить пропускную способность пограничного перехода «Атбашы» и стать мощным двигателем экономического развития региона.
В состав нового комплекса войдут складские и выставочно-торговые площади, грузовые терминалы, офисы, гостиницы, зоны общественного питания, автозаправочные станции и множество других объектов инфраструктуры. Также планируется создание производственных мощностей, ориентированных на экспорт в страны Евразийского экономического союза, Европейский Союз и Всемирную торговую организацию.
«Кыргызстану очень не хватает таких объектов — из-за этого страна не может на полную мощность использовать свой транспортно-логистический и транзитный потенциал. Центр «Атбашы» на границе с Китаем умножит перспективы международной торговли и станет «воротами» на азиатские рынки. КНР — уже крупнейший торговый партнер Кыргызстана, в 2023 году объем двусторонней торговли увеличился на 30%, достигнув $19.8 млрд. С января по июль 2024 года объем взаимной торговли составил $11 млрд. Товарооборот продолжит увеличиваться благодаря реализации таких инфраструктурных инициатив», — считает Эмирлан Бейилбаев.