Строительство новых логистических комплексов, рост торговли с Китаем и Казахстаном, развитие дорожной инфраструктуры — эти и другие события из мира логистики в ежемесячном дайджесте Economist.kg и «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Рост торговли с Китаем
В Пекине состоялось 16-е заседание межправкомиссии, посвященное торгово-экономическому сотрудничеству между КР и Китаем. В прошлом году объем торговли между двумя странами составил $20 млрд, что на 32% больше по сравнению с предыдущим годом, а за первые семь месяцев 2024 года он приблизился к $11 млрд. Реализуются совместные проекты, например, строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а на границе модернизируется КПП «Бедел».
«Пока китайско-кыргызстанские отношения развиваются преимущественно в сторону импорта китайских товаров в КР. Так, в первом полугодии 2024 года, согласно данным таможни Китая, объем импортных поставок в Кыргызстан составил $9.4 млрд. При этом на экспорт отправлены товары на сумму менее $100 млн. Есть некоторый дисбаланс во взаимной торговле, над устранением которого стоит задуматься. У КР есть потенциал для развития экспортных возможностей. Новые ниши можно искать в таких перспективных секторах, как сельское хозяйство и производство продуктов питания», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Стимулы для автомобильных грузоперевозок
Кыргызстан и Китай достигли соглашения о выдаче дополнительных 40 тысяч разрешений на пересечение границы для транспортных средств с каждой стороны до конца 2024 года. Также КР и Узбекистан определили ключевые направления для развития автогрузоперевозок. Встреча рабочих групп по этому вопросам состоялась на пограничных таможенных постах «Достук» и «Дустлик». Участники встречи обсуждали меры по устранению заторов и пробок, возникающих из-за интенсивного транспортного потока на пограничных постах.
«В докладе Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируется, что объем грузоперевозок через Центральную Азию к 2030 году вырастет в 1.5 раза, достигнув 95 млн тонн. Это будет возможно, если удастся решить текущие проблемы с пересечением границ автомобильным транспортом. Дополнительные разрешения и упрощение таможенных процедур за счет их автоматизации — действенные шаги в этом направлении», — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Точка роста для торговли с Казахстаном
В районе пограничного взаимодействия между Кыргызстаном и Казахстаном планируется возведение индустриального торгово-логистического комплекса (ИТЛК), который станет ключевым узлом для грузопотоков в регионе. Комплекс будет расположен в непосредственной близости от пограничных пунктов «Ак-Тилек» в Кыргызстане и «Карасуу» в Казахстане, охватывая территорию площадью 7.6 км². Кыргызская часть займет 4 км², Казахстанская – 3.6 км². В рамках проекта планируется создание многофункциональных производственных зон, современных складов и развитой транспортной инфраструктуры, что позволит значительно сократить время доставки грузов и оптимизировать расходы на логистику.
«Кыргызстан и Казахстан озвучили планы увеличения объемов товарооборота между странами до $2 млрд в текущем году. В 2023 году взаимная торговля составила $1.3 млрд, что превышает уровень предыдущего 2022 года на 11.6%. Экспорт Кыргызстана в Казахстан, составивший $455.7 млн, демонстрирует крепость позиций кыргызстанских товаров на казахстанском рынке, в то время как импорт в размере $862.2 млн указывает на высокую заинтересованность Казахстана в сотрудничестве. Строительство ИТЛК упростит взаимную торговлю двух стран и будет способствовать ее положительной динамике в дальнейшем», — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Кыргызско-китайские торговые комплексы
Под Бишкеком в партнерстве с китайскими инвесторами построят торгово-логистический комплекс «Манас». Кабмин КР и Кыргызско-китайский инвестиционный холдинг подписали соглашение об этом. Комплекс будет включать складскую инфраструктуру, выставочный центр, маркетплейс крупногабаритной продукции, жилье и гостиницы. Для проекта выбран участок площадью 457 га в Чуйской области. Инвестиции оцениваются в $700 млн.
«Интересно, что почти одновременно с этой новостью стало известно об открытии кыргызско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества в Сиане. Площадь центра составляет 1000 м², из них 200 м² занимает павильон Кыргызстана. Он не только демонстрирует продукцию, но и предоставляет возможность для покупок как в офлайн, так и онлайн-режиме с использованием популярных китайских приложений Douyin, WeChat и Pingduoduo. Это новый для КР и несомненно перспективный формат международной торговли», — говорит Эмирлан Бейилбаев.
Логистику будущего обсудят в Бишкеке
В столице Кыргызстана на площадке Novotel Bishkek City Center 24 октября впервые пройдет международная конференция «Логистика будущего». Мероприятие станет площадкой для обсуждения актуальных вопросов логистики в Центральной Азии. Сегодня Бишкек приобретает статус одного из самых динамично развивающихся мегаполисов региона благодаря активному строительству складских объектов и развитию логистической инфраструктуры. Конференция соберет экспертов, среди которых топ-менеджеры крупнейших отраслевых компаний.
«Один из показателей зрелости рынка — проведение крупных отраслевых мероприятий. Кыргызстан уже стал заметным игроком логистической сферы Евразии. У участников рынка есть опыт, которым они готовы делиться, планы, которые необходимо обсуждать с партнерами, проблемы, которые можно решить только сообща. Надеюсь, количество заметных отраслевых мероприятий будет только увеличиваться — потребность в таких диалогах у бизнеса точно есть», — комментирует Бейилбаев.