Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

Кыргызстан лидирует по динамике рынка грузоперевозок в странах ЕАЭС и Центральной Азии

<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@marcinjozwiak?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Marcin Jozwiak</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>
<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@marcinjozwiak?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Marcin Jozwiak</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>

Рынок грузоперевозок в 2024 году сохраняет высокую динамику. Но вместе с количественным ростом происходит и качественное развитие. С помощью автоматизации ускоряются таможенные процедуры, все больше интереса вызывают сервисы для цифровизации логистических операций, отмечает биржа грузоперевозок ATI.SU.

Рынок идет вверх

Кыргызстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту грузооборота, следует из данных Евразийской экономической комиссии. В январе-феврале 2024 года он вырос на 8.8%, хотя в среднем в странах Евразийского экономического союза он увеличился всего на 0.9%. На втором месте по росту грузооборота — Беларусь (+1.6%). Пассажирооборот в КР вырос на 11.2%, что тоже является самым высоким показателем в ЕАЭС. В целом в союзе этот показатель увеличился на 10%. 

«Действительно, рынок грузоперевозок Кыргызстана растет опережающими темпами. Так, по нашим данным, продолжает увеличиваться спрос на международные перевозки автомобильным транспортом. В первом квартале 2024 года, количество заявок на доставку грузов из КР в другие страны выросло на 72% по сравнению с январем-мартом 2023 года, а средние цены — на 40% за год. Количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло в годовом выражении на 27%, а средние цены — на 23%. В экспортных и импортных грузоперевозках основной спрос приходится на российское направление», — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.

Обмен опытом цифровизации логистики с Германией

Перспективы сотрудничества между Кыргызстаном и Германией в сфере цифровизации и логистики обсудила министр цифрового развития Кыргызстана Нурия Кутнаева с руководителями Ассоциации логистов Германии BVL Мирко Новаком и Кристофом Крошке. О своем опыте и планах рассказали представители Минцифры КР, а также «Кыргыз почтасы» и «Кыргызтелеком», ГП «Инфоком» и ГУ «Тундук». Со своей стороны представители германской Ассоциации логистов поделились успешными кейсами. Например, рассказали о сервисе онлайн-заказа автомобилей и разработке трекинг-системы. Участники переговоров также обсудили расширение сотрудничества с локальными компаниями для совместной работы на международных рынках. 

«Такие встречи важны в том числе с точки зрения популяризации цифровых сервисов на рынке КР. Потому что в нашей стране уже есть возможность находить перевозчиков онлайн — для продвинутых участников рынка это не новость. Просто не все перевозчики и грузовладельцы знают о биржах грузоперевозок и не все готовы отказаться от привычных способов работы в пользу технологических решений. Многими процессами в отрасли до сих пор управляют вручную, уровень автоматизации пока уступает таким высокотехнологичным сферам, как ритейл и финансы. Мы исторически ориентируемся на передовой европейский опыт — он вызывает у нас доверие. Поэтому сотрудничество с Ассоциацией логистов Германии поможет продвигать идею цифровизации отрасли в рынок», — считает Эмирлан Бейилбаев.

Планы строительства дорог

Стало известно о планах дорожного строительства. В 2024 году в Кыргызстане планируется построить 500 км дорог. Среди конкретных проектов — реконструкция 13-километрового участка трассы Ош - Баткен - Раззаков с укладкой второго слоя асфальта, установкой тротуаров и благоустройством. Кроме этого, планируются работы на участке в 40 км трассы Ала-Бука — Жаны-Базар — Кировка и на отрезке в 20 км трассы Нарын — Баетов.

«Модернизация дорожной сети — важнейшее условие развития логистики в стране, в том числе, транзитного потенциала. Поэтому в эту сферу важно инвестировать, в том числе с помощью запуска проектов государственно-частного партнерства. Чем лучше дороги, тем меньше времени нужно на доставку грузов и тем меньше затрат несет перевозчик, а следовательно, и грузовладелец. Кроме этого, строительство новых дорог способствует повышению доступности регионов и улучшению связности внутри страны, способствует развитию международных торговых путей», — отметил Эмирлан Бейилбаев. 

Цифровизация таможенных процедур

Государственная таможенная служба (ГТС) Кыргызстана отчиталась об итогах работы за первый квартал 2024 года. В бюджет страны поступило 29.3 млрд сомов таможенных платежей, что на 4.6% выше плановых показателей. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года объем поступлений вырос на 8.6 млрд сомов или на 41.4%. Важным достижением стали проекты по повышению эффективности таможенных процедур. Например, были запущены АИС «Санарип Тамга» и блок «Регистрация» Национальной цифровой платформы «Смарт Бажы».

«АИС «Санарип Тамга» — это цифровая платформа электронного взаимодействия   государственных контролирующих органов на границе. Пилотный проект по ее внедрению стартовал еще в 2021 году, — объясняет Эмирлан Бейилбаев. — Платформа позволяет государственным контролирующим органам получить доступ к предварительной информации, предоставляемой участниками ВЭД таможенной службе. Это необходимо для ускорения принятия решения о контрольных мероприятиях на границе и экономии времени перевозчиков на автомобильных пунктах пропуска. Запущенная функция «Регистрация» на Национальной цифровой платформе «Смарт Бажы» упрощает и автоматизирует процессы на пункте пропуска, связанные с регистрацией товаров и всех АТС, проезжающих через пункт пропуска».
Ad coverAd cover