Кыргызстан укрепляет логистический каркас

Кыргызстан укрепляет логистический каркас
Photo by Marcin Jozwiak / Unsplash

О финансировании железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, долгосрочных планах ЕАЭС и реализации внутренних инфраструктурных проектов — в дайджесте новостей логистики за январь-февраль 2024 года, подготовленном для Economist.kg аналитиками международной биржи грузоперевозок ATI.SU.

Надежды железной дороги

Развитие логистики в Кыргызстане становится стратегической задачей. Президент страны Садыр Жапаров, выступая на 10-м Всемирном правительственном саммите в Дубае (ОАЭ), сказал, что новая экономическая политика Кыргызстана будет опираться на три ключевых направления: энергетику, горнодобывающую и транспортную отрасли. Он отметил особенную роль проекта по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан в развитии логистического потенциала страны. Она свяжет КНР с Ближним Востоком, Южной Азией, Африкой и Европой.

Об этом проекте говорили и на форуме инвесторов Global Gateway по устойчивым транспортным связям между Центральной Азией и Евросоюзом, который прошел в январе в Брюсселе. Его роль в укреплении логистических связей ЦА и ЕС сложно переоценить, считает министр водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Бакыт Торобаев.

«Строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан планируют начать уже в этом году. Этот проект оценивают в $5 млрд. Ранее сообщалось, что $500 млн выделит бюджет Кыргызстана, а остальные 90% — сторонние инвестиции, которые необходимо изыскать до 2026 года. Сумма внушительная. Поэтому судьба проекта зависит от того, удастся ли властям республики найти инвесторов среди крупных отечественных компаний или международных организаций», – считает директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU Эмирлан Бейилбаев.

В Брюсселе был подписан меморандум между КР и Европейским инвестиционным банком, который предполагает финансирование проектов в транспортной отрасли на территории КР на общую сумму €150 млн. На какие проекты могут быть направлены эти средства, не уточняется. Кроме этого, стало известно о планах России участвовать в развитии транспортных коридоров, связанных с глобальным международным маршрутом Север – Юг, в том числе Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Укрепление связей внутри ЕАЭС

Руководители Кыргызстана в январе-феврале 2024 года провели ряд встреч на высшем уровне со своими коллегами из ЕАЭС. На них обсуждали и вопросы транспортно-логистического развития. Так, глава кабмина Акылбек Жапаров дважды встречался со своим российским коллегой Михаилом Мишустиным: в Москве и Алматы.

В рамках рабочего визита в Казахстан Акылбек Жапаров также провел переговоры с премьер-министром соседней республики Алиханом Смаиловым. Был отмечен рост экономического сотрудничества: за 11 месяцев 2023 года торговый оборот между странами вырос на 12%, достигнув 1,3 млрд долларов.

В Бишкеке  прошла встреча министра по энергетике и инфраструктуре ЕАЭС Арзыбека Кожошева с министром транспорта и коммуникаций КР Тилеком Текебаевым. Они обсудили проект дорожной карты по реализации скоординированной транспортной политики на 2024-2026 годы. Этот документ планируется принять в первом полугодии 2024 года.

«Несмотря на непростую экономическую и политическую ситуацию в мире экономики стран ЕАЭС продемонстрировали неплохую динамику. Рост составил от 3% до 9%. При этом у союза большие планы дальнейшего развития. На итоговом саммите в декабре 2023 года президенты стран "пятерки" подписали декларацию о развитии объединения до 2045 года "Евразийский экономический путь". Шла речь и о создании единого транспортно-логистического пространства. Кроме того, было подписано соглашение о создании полноформатной зоны свободной торговли ЕАЭС с Ираном», – комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Развитие внутренней инфраструктуры

В самом Кыргызстане идет развитие инфраструктурных логистических проектов. Продолжается строительство объездной автомобильной дороги вокруг города Узген. Автодорога длиной 14 км должна разгрузить автотрассу из Бишкека в Ош, уменьшить дорожные заторы и повысить безопасность движения. Завершить работы, которые ведуться в рамках государственно-частного партнерства, планируют к концу 2024 года.

В городе Балыкчы планируют открыть транспортно-логистический центр, где будут складские площади, стоянка для грузовиков, гостиница, офисное здание. Также там запланирован автосервис, таможенные, брокерские и другие услуги. Проект реализует «Кыргызалтын» совместно с российской компанией «Международная академия транспорта».

В 2024 году в Кыргызстане начнет работать крупнейший в Центральной Азии логопарк класса А. Площадь Asia Park, расположенного на участке 28.8 га в Аламединском районе Чуйской области, составит 163 тысячи кв.м. По данным компании NF Group, которая выступает консультантом проекта, логопарк рассчитан на сотрудничество с ритейлом, компаниями электронной торговли и дистрибьюторами из Кыргызстана.

«Внутренняя логистическая инфраструктура — пока слабое место отрасли. Есть острая необходимость в модернизации автодорог, не хватает складских объектов высокого уровня, нужно наращивать пропускную способность железнодорожных коридоров. Однако сейчас КР выходит на хорошие темпы реализации инфраструктурных проектов, и ситуация быстро меняется. Уже сегодня закрываются самые важные потребности рынка. Так, Asia Park будет построен на трассе М-11, которая соединяет маршруты из Китая в ЕАЭС, недалеко от рынка "Дордой", аэропорта "Манас" и границы с Казахстаном», – отмечает Эмирлан Бейилбаев.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.