Кабмин Кыргызстана намерено отменить закон КР о биоэтаноле. Соответствующий документ вынесен на общественное обсуждение. Производить этот вид топлива в стране нет ни нужды, ни смысла.
Как отмечают авторы-разработчики проекта отмены закона о биоэтаноле, действующий документ был принят в целях улучшения экологической и экономической ситуации, а также в рамках снижения от импортной топливной зависимости. Но своих целей закон КР о биоэтаноле не достиг.
Дело в том, что производить биоэтанол в Кыргызстане предполагалось на базе Карабалтинского спиртового завода. Выпускать хотели по 15 млн литров в год, что позволяло освоить технологию производства биоэтанола с минимальными затратами – в пределах 180 млн. сомов. Предприятие до 2022 года был неконкурентно частным заводам по производству спирта. Только в Чуйской области работало четыре частных спиртовых завода.
Однако, в связи с введением государственной монополии на производство и оборот этилового спирта необходимость производства биоэтанола на Карабалтинском спиртзаводе исчерпано, а частные спиртовые заводы не проявили интерес к перепрофилированию производственных мощностей для выпуска биоэтанола, так как необходимо приобрести допоборудование по дегидратации этанола.
Кроме того, при производстве биоэтанола запрещается использовать пищевое сырье в объеме, превышающем квоту, установленную уполномоченным органом в области производства биоэтанола. Производственное оборудование частных спиртовых заводов может принимать только пшеницу или патоку для производства этилового спирта. Но ни пшеницы, ни патоки для выпуска биоэтанола в республике просто нет.
Для приемки другого вида биологического сырья спиртзаводам снова необходимо перестраивать оборудование и снова нести затраты.
При этом вся патока, получаемая при производстве сахара на двух сахарных заводах Кыргызстана – "Каинды Кант" и "Кошой" – отгружается на Карабалтинский спиртовый завод. И в случае использования патоки в виде сырья для биоэтанола возможен риск дефицита пищевого спирта на рынке алкогольной продукции страны.
Более того, сейчас для экологичности и экономичности граждане КР приобретают автомобили с газовым двигателем или электромобили.
"С учетом вышеописанных обстоятельств, предлагается признать утратившим силу закон КР «О биоэтаноле», так как в настоящее время, применение биоэтанола является с экономической точки зрения не выгодным и требует больших финансовых затрат. Кроме того, экологичность и экономическая выгода применения пропана в автомобилях в виде топлива или использование электромобилей, является более выгодным для населения и наносит меньше вреды окружающей среде, чем применение биоэтанола в виде топлива", – говорится в справке-обосновании к документу.