В 2023 году Кыргызстан занял заметное место в глобальных трансазиатских логистических маршрутах, а развитие электронной торговли стало драйвером роста внутренних грузоперевозок. Рынок логистических услуг растет на фоне увеличения поставок товаров в Россию из Китая и Центральной Азии. Международная биржа грузоперевозок ATI.SU специально для Economist.kg подготовила обзор о том, с чем заканчивает этот год отрасль, которая имеет ключевое значение для всей экономики страны.
Развитие сотрудничества с Китаем
В течение года прошло несколько крупных мероприятий, цель которых — укрепление отношений Китая с Кыргызстаном и другими республиками Центральной Азии. Это саммит "Китай — Центральная Азия", в котором приняли участие председатель КНР Си Цзиньпин и президенты Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. На Кыргызско-китайском бизнес-форуме подписали несколько соглашений, важных для развития логистики. Например, запланировано строительство товарного рынка на приграничной территории, таможенного склада в провинции Цзянсу, принято решение о запуске международной системы управления логистикой на дороге между Кашгаром и Ошем.
Грузопоток между странами уже в несколько раз превышает мощности погранпунктов "Торугарт" и "Иркештам". Поэтому обе стороны модернизируют пограничную транспортно-логистическую инфраструктуру. Ведется реконструкция подъездных дорог, запланировано строительство новой автодороги до погранпункта "Торугарт" и запуск нового КПП "Бедел".
В Бишкеке открыт офис по проектированию железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Большая часть дороги: 280 км из 454 км пройдет по Кыргызстану. Новая железнодорожная магистраль позволит на семь-восемь суток быстрее доставлять товары из Китая и стран Восточной Азии на Ближний Восток и в Европу.
"Китай поставляет многие товары как в Кыргызстан, так и нашим соседям. Также КНР — огромный рынок сбыта, в первую очередь, для сельхозпродукции из стран ЦА. Но кроме этого, по территории Кыргызстана следуют транзитные грузы из Китая в Европу. Все это требует скорейшего развития логистической инфраструктуры и увеличения ее мощности, а также внедрения современных технологий, упрощающих процессы перевозки внутренних и международных грузов", — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.
Логистика по-соседски
По итогам 2023 года Узбекистан и Кыргызстан ожидают рост товарооборота до $2 млрд. В 2022 году этот показатель был $1.2 млрд, увеличившись в семь раз за последние пять лет. Взаимная торговля с Казахстаном за семь месяцев 2023 года выросла на 13% до $757 млн.
Страны реализуют совместные инвестиционные проекты, нацеленные на укрепление экономического сотрудничества. Согласован проект по созданию национальных торговых центров Made in Kyrgyzstan в Ташкенте и Made in Uzbekistan в Бишкеке. На международном форуме "Астана" Кыргызстан и Казахстан заключили соглашение о создании индустриального торгово-логистического комплекса на границе двух государств вблизи пунктов пропуска "Карас" и "Актилек".
"Кыргызстану важно работать над усилением связанности с соседними республиками. Являясь звеньями глобальных маршрутов, они имеют огромный потенциал для наращивания взаимной торговли и своего совместного транзитного потенциала. Для этого необходимы ускорение таможенных процедур, синхронизация регламентов и внедрение современных технологий, таких как электронные очереди", — говорит Эмирлан Бейилбаев.
Новые перспективы — Южная Азия
В июле запущен новый грузовой маршрут из Китая в Афганистан, который проходит через Кыргызстан. Грузы по железной дороге стартуют из Ланьчжоу, крупного транспортного узла на северо-западе Китая. Затем происходит перегрузка на автомобильный транспорт для доставки в РК. В Кыргызстане товары снова перегружаются на железнодорожный транспорт и отправляются в афганский Хайратан.
В 2023 году прошел совместный Кыргызско-пакистанский бизнес-форум, в котором участвовали более сотни компаний. Пакистанская Национальная логистическая корпорация (National Logistics Corporation, NLC) планирует открыть представительство в Бишкеке. В октябре в круглогодичном режиме заработал международный автомобильный транспортный коридор Карачи — Кашгар — Бишкек, по которому уже доставлена первая партия товаров.
"Маршрут в пакистанский порт Карачи на Аравийском море позволяет грузоотправителям Кыргызстана благодаря морскому транспорту выйти на мировые маршруты. Развитие южноазиатского направления способствует росту международной торговли и позволяет компаниям находить новые рынки", — считает Бейилбаев.
Новый путь в Россию
В начале 2023 года в правительстве Кыргызстана обсудили проект создания южного транспортного коридора в Россию. Он должен пройти из южных регионов республики в Узбекистан, Туркменистан к Каспийскому морю и далее из порта Туркменбаши в Астрахань. Этот транспортный коридор позволит ускорить доставку грузов из Китая, а значит нарастить объемы взаимной торговли.
"Сейчас грузы в Россию идут в основном через Казахстан, а рост товарооборота приводит к длительному ожиданию на границах. Фуры порой простаивают по несколько дней, и проблема только усугубляется. Новый маршрут способен стать самым коротким в Россию и решить проблему нехватки мощностей пограничных пунктов между Кыргызстаном и Казахстаном", — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Острый дефицит складов
На фоне роста товарооборота участники рынка отмечают дефицит складов в регионах Центральной Азии. Исследование NF Group показало, что в Кыргызстане складов класса A и B всего 46 тыс кв.м. Для сравнения: в Казахстане — 1.3 млн кв.м, в Узбекистане — 207 тыс. кв. м. По итогам 2023 года в Кыргызстане должны ввести в эксплуатацию не менее 26 тыс. кв.м новых складов. Например, компания ПЭК, крупнейшая мультисервисная логистическая компания России, открыла филиал и склад в Бишкеке.
"Острый дефицит качественных складских мощностей тормозит развитие логистики в регионе, исправить ситуацию должны новые инвестпроекты в этой сфере. Например, корейская компания "Эковис интернешнл" планирует построить склад для прямых поставок готовой продукции и комплектующих компаний Samsung Electronics и LG Electronics", — считает Бейилбаев.
E-commerce как драйвер внутренней логистики
В Кыргызстане стремительно растет рынок электронной торговли: в 2023 году выручка организаций в сфере онлайн-торговли достигнет $418 млн. До 2027 года среднегодовой темп роста рынка превысит 13%, а его объем превысит $690 млн.
В 2023 году на развитие рынка влияли инициативы крупных международных игроков. Например, "Кыргыз почтасы" и AliExpress выработали меры по сокращению до 20 дней сроков доставки товаров с маркетплейса получателям в Кыргызстане. Запланировано открытие логистического центра AliExpress в Оше, который дополнит в цепочке поставок сортировочный центр AliExpress в Ташкенте.
Российская компания "Вайлдберриз" озвучил планы возведения второго логистического центра в Кыргызстане площадью 100-150 тысяч кв.м. На маркетплейсе за восемь месяцев 2023 года зарегистрировано больше 5 тысяч поставщиков из Кыргызстана, их число приближается к 12 тысячам.
"Электронная коммерция нуждается в современной инфраструктуре. Это и надежный доступ к интернету, и безопасные платежные системы, и современные платформы для торговли, а также своевременная доставка и удобное хранение товаров. Логистика в e-commerce играет ключевую роль, от скорости и комфорта сервисов доставки зависит успех бизнеса в интернете", — отметил эксперт биржи грузоперевозок ATI.SU.