Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

Как цифровизация логистики помогает Кыргызстану торговать со всем миром - мнение эксперта

<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@tirynelson?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Tiry Nelson Gono</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>
<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@tirynelson?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Tiry Nelson Gono</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>

Логистика открывает широкие возможности по развитию бизнеса: запуска новых направлений, расширение пула партнеров, увеличения автопарки и продаж своих услуг. Но чтобы воспользоваться ситуацией, важно поработать над эффективностью бизнеса — снизить издержки, чтобы высвободить ресурсы для развития компании, снизить риски от сотрудничества с недобросовестными партнерами. Точек для оптимизации в логистике сегодня достаточно. О них Economist.kg рассказал Эмирлан Бейилбаев, директор представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в Кыргызстане.

Перспективы рынка

Одно из наиболее востребованных международных направлений для перевозки грузов — это Китай. Импорт товаров из Китая в Кыргызстан в январе-августе 2023 года увеличился на 28.4% или на $2.65 млрд, составив $12 млрд, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Можно ожидать, что 2023 год станет рекордным по импорту из Китая, перекрыв достижение 2022 года, когда поставки товаров из КНР в Кыргызстан выросли в 2.1 раза — до $15.34 млрд.

В целом, по данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозку грузов из других стран в Кыргызстан по итогам третьего квартала 2023 года выросло более чем в два раза. Экспортное направление показало рост на 20% за этот период. Так, международные перевозки становятся одной из зон роста для участников логистического рынка Кыргызстана.

Второй зоной роста становятся внутренние перевозки, обусловленные ростом онлайн-торговли. Так, объем рынка электронной коммерции Кыргызстана в 2023 году достигнет $480 млн, оценил глава кабмина Акылбек Жапаров в ходе Бишкекского международного форума (BIFF 2023). До 2027 года отрасль будет расти средними темпами в 13.6% в год.

Убираем слабое звено — посредников

На маржинальность бизнеса в сфере грузоперевозок существенное влияние оказывают посредники: это могут быть как отдельные диспетчеры, так и целые организации. Получив заказ на грузоперевозку, они передают его исполнителю, закладывая в стоимость доставки свою наценку, которая может составлять десятки процентов. Исключив посредников, грузоотправитель может существенно сэкономить, а исполнитель — одновременно больше заработать. 

Кроме того, наличие большого количества посредников в цепочке поставок может привести к путанице в документации и невозможности отследить движение транспортного средства. Возможна даже пропажа груза из-за мошенничества. Еще одним способом мошенничества является схема, когда посредник получает авансы за грузоперевозку сразу с нескольких компаний и исчезает. Пока в Кыргызстане эта проблема не стоит остро, но опыт других стран показывает, что определенные риски таких ситуаций исключать не стоит. Избавится от этих проблем можно, если минимизировать роль посредников в логистической цепочке и более тщательно отбирать исполнителей заказа. 

Как сделать логистику прозрачной 

Грузоотправители Кыргызстана уже ищут партнеров на цифровых биржах грузоперевозок. Они размещают свои заказы, используя возможности ИТ-сервисов для оценки контрагентов и формирования выгодной цены. Это позволяет повысить эффективность и прозрачность логистических процессов, которые основаны на автоматизации операций.

Современные ИТ-платформы имеют целую экосистему высокотехнологичных сервисов, позволяющих расширить их возможности, в том числе, работать напрямую с исполнителями грузоперевозок. Так, можно устраивать сквозные торги, в которых могут участвуют одновременно экспедиторы и перевозчики. При этом экспедиторские компании выставляют фиксированный процент за свои услуги. Благодаря этому формируется понятная цепочка участников перевозки: грузоотправитель – экспедитор – исполнитель. Цена услуги формируется из прозрачных данных, без лишних наценок посредника. Такие торги позволяют грузоотправителям экономить миллионы сомов в месяц. 

Современная логистическая платформа также помогает грузоотправителям определить наличие у контрагента реального автопарка. Информация об этом предоставляется самим перевозчиками, но при этом она проверяется сопоставлением с официальными данными. Если грузоперевозчик изменил свой автопарк или продал, то это почти сразу отражается в логистическом сервисе. Грузоотправитель сразу видит изменение статуса перевозчиков, а значит, риски мошенничества минимальны. В этой схеме есть плюсы и для автопарков, они подтверждают свой статус надежных партнеров с собственным транспортом.

Цифровые сервисы нужны для устойчивой экономики

Освоение технологий в Кыргызстане пока не успевает за стремительным развитием рынка грузоперевозок. Многими процессами в отрасли до сих пор управляют вручную, уровень автоматизации пока уступает таким высокотехнологичным сферам, как ритейл и финансы.

Однако, развитие грузоперевозок и дальнейшее встраивание Кыргызстана в глобальные транспортные маршруты делают цифровизацию отрасли необходимой. Появление на рынке экосистемы логистических ИТ-сервисов дает дополнительные возможности для оптимизации логистических затрат, отсеивания посредников и предоставления инструментов для оптимизации издержек.

Ad coverAd cover

Популярное