
Иск аэропорту, карбоновые фермы, золото Чакуша, инициативы Минэконома, штраф за бороды и паранджу — итоги недели от Economist.kg

Прошедшие семь дней выдались насыщенными на значимые события, которые привлекли особый интерес аудитории Economist.kg. Предлагаем вашему вниманию еженедельный дайджест актуальных новостей, ставших резонансными.
"Сотня" за инфраструктуру

Кыргызстанец Баястан Абдыкадыров выиграл дело против международного аэропорта "Ош". Причиной обращения в суд стало отсутствие необходимой инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также грубость персонала, которому пришлось поднимать мужчину на борт самолета на руках.
Истец, инвалид первой группы, подал иск против ОАО "МАМ", потребовав выплатить ему 200 тысяч сомов и создать удобства для ЛОВЗ в аэропорту. Однако суд постановил удовлетворить требования Абдыкадырова частично и выплатить ему компенсацию в размере 100 тысяч сомов. Более подробно о резонансном деле читайте по ссылке.
Карбоновые фермы — на защите экологии

На днях Минсельхоз республики объявил о планах развивать в КР карбоновые фермы в сотрудничестве с AFoCO и Rabobank. Стороны обсудили первый проект по лесной защите и использованию инновационных методов борьбы с изменением климата, включая спутниковый мониторинг роста деревьев и объема биомассы.
По данным ведомства, проект направлен на увеличение площадей зеленых зон, поддержку фермеров в выращивании деревьев и получении дополнительного дохода через сельское хозяйство.
Схема сотрудничества такова: фермеры будут расширять зеленый фонд страны, а Rabobank — учитывать выработанный деревьями кислород и зачислять на счета фермеров соответствующую прибыль. С особенностями проекта можно ознакомиться здесь.
10 тонн золота

Именно такой объем драгоценного металла может добыть "Кыргызалтын" на месторождении Чакуш в Баткенской области, как показали предварительные исследования. В связи с чем компания вплотную занялась геологоразведкой этой местности и технико-экономической оценкой проекта.
Напомним, ранее Economist.kg сообщал, что "Кыргызалтын" получил лицензию на разведку и разработку трех месторождений на юге страны, включая Каракала-Терек и Терек в Алайском районе Ошской области, а также Чакуш в Баткенском районе одноименно области.
Минэконом — на стороне бизнеса

В понедельник стало известно о том, что ведомство предложило ввести мораторий на проверки предпринимателей со стороны налоговых и правоохранительных органов до конца 2024 года, за исключением отдельных случаев, таких как проверки по уголовным делам, по запросам из других стран и на основании заявлений физических и юрлиц.
Минэконом считает, что мораторий поможет стабилизировать ситуацию в бизнесе и улучшить инвестиционный климат через сокращение вмешательства госорганов в деятельность предпринимателей.
Еще одной инициативой ведомства стало предложение внести изменения в систему проверок субъектов предпринимательства. В частности, Минэконом предлагает расширить перечень информации, публикуемой на портале proverka.gov.kg, а также внедрить механизм дистанционной проверки без физического контакта инспекторов с бизнесом и обязать проводить проверки субъекта предпринимательства не разрозненно, а по всем областям риска одновременно. Об остальных особенностях вынесенных Минэкономики на обсуждение предложений можно узнать тут.
Штраф за бороду и паранджу

Жогорку Кенеш вынес на общественное обсуждение законопроект, запрещающий ношение одежды и объемных бород, закрывающих лицо, в общественных местах.
По всей видимости, руководствуясь интересами национальной безопасности и необходимостью идентификации личности, чтобы "большой брат" мог беспрепятственно следить за каждым, депутаты намерены заставить население отказаться от растительности на лице и паранджи. За нарушение закона предусмотрен штраф от 20 до 40 тысяч сомов либо общественные работы.
К слову, закон будет распространяться не на всех. С категорией граждан, которые подпадают под исключение, предлагаем ознакомиться по ссылке.
Автодилеры Кыргызстана выбились в лидеры

Благодаря параллельному импорту Кыргызстану удалось войти в тройку лидеров по поставкам новых автомобилей в Россию. Главным экспортером иномарок в РФ остается Китай, занимающий 80% доли на рынке, за ним следуют Казахстан (7.5%) и КР (5.8%).
В ближайшие месяцы статистика может измениться и укрепить позиции КР, поскольку Казахстан постепенно сокращает объемы экспорта автомобилей на российский рынок.
Не менее оптимистично для Кыргызстана выглядят и статистические данные российских аналитиков об импортерах автомобилей с пробегом. В этой категории республика также входит в топ-5 главных поставщиков.
О том, какие марки новых и подержанных машин наиболее востребованы россиянами и сколько всего автомобилей из-за рубежа, по прогнозам аналитиков, будет импортировано в Россию, читайте в нашем материале.
Предупрежден — значит, вооружен

Не теряет актуальности и подборка Economist.kg о том, кому с нового года нельзя будет работать по патенту. Напомним, что с 1 января 2024 года 12 видов патентов перестанут действовать. Вследствие чего осуществляющим торговлю по патенту предпринимателям необходимо будет до нового года перейти на другой режим налогообложения — на общий налоговый режим или единый налог.
Полный список видов деятельности, на которые с января не будут выдавать патенты, можно найти здесь.
Подписывайтесь на страницы Economist.kg в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram и узнавайте первыми о самых интересных финансово-экономических событиях, происходящих в Кыргызстане.