Будущая дорога на Иссык-Куль может оказаться под казахстанской юрисдикцией — СМИ

Автомобильная дорога "Алматы — Иссык-Куль" может оказаться под юрисдикцией Казахстана. Такое предположение в интервью казахстанскому порталу Caravan.kz высказал глава представительства Азиатского банка развития (АБР) в РК Нариман Маннапбеков.

"Мы закончили несколько экспертиз и в 2018 году предложили три варианта маршрута. Самый оптимальный был выбран через Узунагаш, Кастек и далее через ущелье на село Кабанбай батыр с выходом на город Кемин. После этого предложили правительствам реальный проект дороги. В 2019 году провели юридический скрининг, получили хороший отклик от министерств транспорта двух стран, — рассказал глава офиса банка в РК. — Также мы увидели заинтересованность по развитию придорожной инфраструктуры и туризма".

По данным издания, эксперты АБР провели три анализа – экономический, юридический и финансовый. В мае этого года банк провел в Бишкеке встречу совместной группы. Было решено показать участок предлагаемой дороги Алматы – Иссык-Куль. Группа представителей проехала от Узунагаша до Кастека, Каракемина и села Кабанбай батыр. Участок просмотрели и проект в целом был устно одобрен. Кроме непосредственной цели – дороги, оказалось, что проект будет полезен и для освоения земель Алматинской области, которые сейчас почти недоступны. По словам экспертов, здесь очень высокий потенциал туризма: очень мягкий климат, ветров почти нет. Некоторые ущелья очень легко использовать для экотуризма, чего не скажешь о горной местности, которая лежит чуть дальше от границы Кыргызстана.

"АБР очень настороженно и скрупулезно относится ко всем потенциальным моментам обеспокоенности сообщества и гражданского общества. Именно поэтому мы стараемся проводить консультации. Мы уже дважды консультировались с природоохранными организациями. И по их результатам мы пришли к заключению, что это наименее затрагивающий экологию маршрут, — уверен Нариман Маннапбеков. — На сегодня у нас есть определенный уровень оптимизма, и мы двигаемся в том направлении, когда выгодоприобретателями станут оба государства и их граждане".

Caravan.kz отмечает, что проект вышел на стадию завершения стоимостного анализа. В ближайшей перспективе независимые эксперты проведут сравнительный анализ для того, чтобы две стороны приступили к обсуждению модели реализации проекта, сроков строительства и стоимость проекта. Также АБР представил сторонам анализ будущего влияния проекта на экономику. В ближайшее время эта работу будет сделана и представлена на встречах в Астане и Бишкеке на уровне министерств транспорта. После этого две стороны организуют встречу и обсудят полученные результаты.

Протяженность предлагаемой дороги Алматы — Чолпон-Ата 260 км. Считается, что это расстояние легковой автомобиль может проехать буквально за 2-2.5 часа. Сокращение времени в пути и повышение комфорта для отдыхающих – это два основных параметра, ради которого дорога и задумывается. Однако все это будет зависеть от решения будущего заказчика дороги. Какой конкретно будет дорога, какие автомобили смогут по ней передвигаться и на какой скорости, будет зависеть от дизайна, который задаст заказчик.

"Организаторам таких проектов мы задаем несколько вопросов. Например: как вы видите, этот проект будет государственный или частный?  Или ГЧП. Оба государства сказали, что предпочтительно будет в форме ГЧП, правительство Кыргызстана — потому, что не хотят брать внешние заимствования. Казахское согласилось с мнением, что эта дорога должна сама себя окупать. То есть возникает плата за дорогу. И именно исходя из первого такого разговора мы сказали, что возникает вопрос: какая юридическая база? Законодательство какой страны будет использовано? Мы сразу сказали, что, если они хотят независимого мнения, то есть опыт подобных проектов в Азии. Исходя из этого надо вспомнить, что 90% маршрута пролегает по территории Казахстана. Остальные 10% — по кыргызской территории. Исходя из этого, наверное, есть резон использовать законодательство Казахстана. В РК есть закон о концессиях 1999 года и закон о ГЧП 2015 года. Правительство Казахстана знает, что этот закон не такой сильный, поэтому взяло на себя обязательство, и парламент страны сейчас рассматривает единый закон, объединяющий эти два закона. И если он будет сильным, тогда, сказали кыргызские власти, мы будем его уважать. Пока это неформальное согласие, - рассказал Нариман Маннапбеков.

Читайте по теме:

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль может навредить казахстанской экономике — СМИ
Анализируя эксклюзивное интервью министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Тилека Текебаева финансовому изданию Economist.kg, журналисты казахстанского издания Karavan.kz пришли к выводу, что реализация проекта по строительству дороги из Алматы на Иссык-Куль ”может навредить экономике РК”. Нап…