Самолеты российских авиакомпаний стали ломаться в два раза чаще — "Новая газета Европа"

Сергей Батищев
Самолеты российских авиакомпаний стали ломаться в два раза чаще — "Новая газета Европа"

В этом году самолеты российских авиакомпаний в среднем в два раза чаще попадали в происшествия, чем за последние пять лет. При том, что количество рейсов у них значительно сократилось. Об этом пишет издание "Новая газета Европа", которое провело собственное дата-расследование.

Данные, собранные и опубликованные «Новой газетой Европа» по открытым источникам, свидетельствуют о том, что с января по август 2023 года в России произошло более 120 авиапроисшествий с участием гражданских самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. Это в 2.2 раза больше, чем обычно: за предыдущие пять лет, с 2018-го по 2022-й, к концу лета в среднем фиксировалось 55 инцидентов. По количеству поломок неполный 2023 год уже обогнал все предыдущие, сообщило издание.

Наиболее уязвимыми частями стали двигатель (30% случаев) и шасси (25% случаев), часто встречаются проблемы с тормозами, закрылками, системой кондиционирования, трещинами в лобовом стекле (по 3–6% случаев на каждую из проблем).

При этом рост количества поломок самолетов происходит на фоне снижения авиатрафика после начала войны: то есть рейсов стало меньше, а происшествий — существенно больше.

По данным "Ведомостей", ссылающихся на закрытую статистику Росавиации, пассажиропоток авиакомпаний по итогам 2022 года составил 86% от 2021 года (и 75% от допандемийного 2019-го). По прогнозам программы развития авиатранспортной отрасли Минтранса, количество авиапассажиров в 2023 году должно составить 91% от 2021 года. 

Проблемы в российской авиации очевидны уже давно. По итогам последних двадцати трех лет Россия находится на первом месте в мире по количеству смертей в результате авиакатастроф. Причем с большим отрывом от остальных лидеров этого списка: в России с 2000 года в авиакатастрофах погибло минимум 1712 человек, на втором месте США — 1349 погибших.

Картина становится еще мрачнее, если смотреть на отношение количества смертей в результате авиакатастроф к количеству полетов или перевезенных пассажиров. Именно этот параметр позволяет оценить риск несчастных случаев, ведь большее количество аварий может быть всего лишь следствием большего количества полетов. Например, по состоянию на 2021 год авиакомпании в США перевезли в семь раз больше пассажиров, чем российские компании, и в 50 раз больше, чем иранские. Более свежие данные "Новая газета Европа" не приводит, поскольку Росавиация перестала публиковать статистику по авиаперевозкам в 2022 году. Но и на основе этих данных становится понятно - шанс попасть в авиакатастрофу в России выше, чем в большинстве стран мира.

"Новая газета Европа" отмечает, что именно на помощь Ирана в обслуживании самолетов сегодня надеется российская авиация. А российский "Аэрофлот" уже отправляет туда на ремонт свои самолеты.

Но издание пошло дальше и проверило, кто обслуживал самолеты, чаще всего попадавшие в авиакатастрофы в России. Оказалось, что больше 80% смертей в результате авиакатастроф с самолетами российских авиакомпаний пришлось на самолеты "российского сектора", зарегистрированные и обслуживавшиеся в России. Разница в уровнях смертности огромна: риск погибнуть в авиакатастрофе в таких самолетах в 20 раз выше, чем в самолетах взятых в лизинг.

Нюанс в том, что до войны с Украиной большая часть российского авиапарка была лизинговой. Но теперь все самолеты российских авиакомпаний переведены в авиареестр РФ - и обслуживаются и ремонтируются они в основном в России.

Далее "Новая газета Европа" разбирается в причинах и следствиях происходящего в российской авиаотрасли, в том числе в правовом регулировании со стороны авиавластей страны, оттоке кадров (пилотов и обслуживающих самолеты инженеров), подходе к оценке авиаинцидентов и рекомендациях для авиакомпаний. Издание делает неутешительный вывод:

"соответствовать западным стандартам безопасности полетов российские авиакомпании в текущих условиях просто не могут".

Economist.kg изучил расписания международных аэропортов "Манас" и Ош и пришел к выводу, что 70% рейсов между Кыргызстаном и Россией выполняют российские авиакомпании.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости