Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль может навредить казахстанской экономике — СМИ

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль может навредить казахстанской экономике — СМИ

Анализируя эксклюзивное интервью министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Тилека Текебаева финансовому изданию Economist.kg, журналисты казахстанского издания Karavan.kz пришли к выводу, что реализация проекта по строительству дороги из Алматы на Иссык-Куль "может навредить экономике РК".

Напомним, Текебаев отметил, что Кыргызстан и Казахстан определились с маршрутом дороги, которая свяжет южную столицу РК с Иссык-Кулем. По словам министра, в рамках программы ЦАРЭС, которая позволит сократить экономическое расстояние между странами и создать единый рынок товаров и услуг, Азиатский банк развития, завершив юридическую, предварительную техническую и финансовую оценки проекта, предложил сторонам построить автомагистраль по маршруту Алматы – Узунагаш — Новый Кастек.

"По факту этот проект — уже шестой вариант в истории строительства дороги на Иссык-Куль. Первый и второй проекты предполагали строительство трассы напрямую от Алматы до Чолпон-Аты. Но они не дошли даже до стадии рассмотрения. Третий был выдвинут в 2006 году и предполагал строительство дороги по маршруту Алматы – Узын­агаш – Быстровка – Балыкчы – Чолпон-Ата. Пятый был вариантом четвертого — от Узынагаша до кыргызского Кемина, через который проходит трасса Бишкек – Чолпон-Ата. Теперь возник шестой, идущий в обход природоохранных зон, — напомнили в СМИ. — Такое тяжелое согласование проектов показывает, что экономической выгоды эта дорога Казахстану не принесет. Даже больше – она может серьезно навредить экономике РК. Прежде всего Алматинской, Жамбылской и Жетысуской областей".

Согласно доводам журналистов, главным выгодополучателем проекта становится Кыргызстан.

"Облегчение пути позволит увеличить поток туристов. Это будет означать, что прилегающие к Алматы зоны отдыха лишатся посетителей. Не будет развиваться сервис, ориентированный на иностранных туристов. Главные конкуренты Иссык-Куля — Алаколь и Балхаш. В 2022 году Алаколь посетило 750 тысяч туристов. Сегодня они повторяют путь, который в свое время прошла сама кыргызская жемчужина. Но если сейчас появится недорогой и быстрый способ доставки туристов в Кыргызстан, то эти два проекта попросту вымрут. А с открытием трассы отдых на озере может стать круглогодичным", — отмечает издание.

Вместе с тем, с реализацией проекта, по мнению журналистов РК, экономическую выгоду получат также производители мясо-молочной продукции и экспортеры овощей и фруктов из Иссык-Кульской области.

"Дорогая перевозка делает эти товары неконкурентоспособными даже в Бишкеке. А появление "короткого плеча" доставки вдохнет в экономику региона новую жизнь. Рынок Алматы может поглотить всю продукцию Иссык-Куля. В области будут развиваться выращивание выгодных скоропортящихся продуктов и переработка. А это уже будет тормозить развитие Алматинской области", — резюмировал медиапортал Karavan.kz.

Читайте по теме:

Все самое важное о крупнейших транспортных проектах Кыргызстана — эксклюзивное интервью с министром Тилеком Текебаевым
Министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Тилек Текебаев в эксклюзивном интервью финансовому изданию Economist.kg рассказал о ключевых проектах в сфере дорожного строительства. — Тилек Кыдырмаевич, сегодня в стране ведется строительство нескольких крупных дорожных магистралей, важней…
Ad coverAd cover