Стали известны подробности поставок европейских запчастей в РФ подсанкционной компанией из Кыргызстана

Компания "Карголайн", учредителем которой является экс-замдиректора Центра по климатическому финансированию Кыргызстана Азамат Алкадыров, поставляла в Россию из Европы запчасти для самолетов. По документам запчасти шли в Кыргызстан, а в реальности — в Россию, сообщило латвийское интернет-издание "Важные истории" в своем журналистском расследовании.

СМИ напомнило, что после вторжения в Украину западные страны объявили российскую гражданскую авиацию вне закона. В частности, был введен запрет на поставку запчастей для российского авиапарка, основу которого составляют иностранные самолеты. В итоге Россия наладила схему параллельного импорта.

"Важные истории" проанализировали таможенные данные и выяснили, что с марта 2022-го по март 2023 года в страну ввезли оригинальных запчастей для Boeing и Airbus не менее чем на 18 млрд рублей. Основная часть поставок пришлась на ОАЭ (9 млрд рублей), Китай (5 млрд рублей) и Турцию (2 млрд рублей). Почти половину всех закупок совершили госкомпании "Аэрофлот", "Россия" и "Победа".

Но был и импорт из "недружественных стран" — Чехии, Литвы, США, Германии и Великобритании — услугами компаний, зарегистрированных в этих странах, по данным издания, пользовались посредники из СНГ, которые оформляли заказ на себя, перенаправляя в итоге товар в Россию.

Как компания из КР обходила санкционные ограничения

"Важные истории" отмечают, что одним из поставщиков авиакомпонентов европейских и американских производителей, в том числе для самолетов Boeing, выступала литовская компания Right Direction Aero, которая, согласно таможенным данным, поставила запчасти российской компании "Ай флай" более чем на 145 млн рублей.

Однако руководитель директор и владелец Right Direction Aero Павел Чалапов опроверг свою причастность к продаже запчастей России. В своем письме редакции он написал, что по политическим соображениям не заключает никаких сделок с РФ и досконально проверяет своих клиентов на предмет связей с официальной Москвой, заставляя их подписывать согласие на то, что они не будут перепродавать запчасти людям и компаниям, находящимся под санкциями ЕС и США.

Латвийское СМИ отмечает, что редакция отправила Чалапову список поставок. На что последний объяснил, что продавал эти детали не российской "Ай флай", а кыргызстанской компании "Карголайн" (и предоставил в доказательство сканы грузовой и экспортной декларации на несколько товаров).

В таможенных базах действительно указано, что литовская Right Direction Aero продавала товары "Ай флай" по поручению "Карголайн". В связи с чем журналисты "Важных историй" пришли к выводу, что по документам запчасти шли в Кыргызстан, а в реальности — в Россию.

"Владелец и генеральный директор компании ["Карголайн"] Азамат Алкадыров убедил нас, предоставив личные гарантии, что он не имеет никаких связей с санкционными рынками и Россией. Мы продавали им детали самолетов на условиях, что они не смогут реэкспортировать их в Россию. Как я вижу, "Карголайн" держала нас в неведении, обманывала и, видимо, подделывала документы", — прокомментировал сделки Павел Чалапов, отметив, что в связи со сложившейся ситуацией отныне не работает с Кыргызстаном.

В редакции также подчеркнули, что литовская Right Direction Aero, согласно таможенным данным, — не единственная компания, у которой кыргызстанская "Карголайн" покупала запчасти для поставок российской "Ай флай" — к параллельному импорту авиакомпонентов из ЕС в РФ также может быть причастна компания Apram Aerospace из Чехии.

Важно отметить, что компания "Карголайн" была зарегистрирована через месяц после начала войны в Украине, когда Airbus, Boeing и другие производители запчастей "забанили" российские авиакомпании. Директором и владельцем организации числится Азамат Алкадыров.

Напомним, что ОсОО "Карголайн", основанное в марте 2022 года, стала одной из четырех компаний из Кыргызстана, против которых в июле 2023 года США ввели санкции, обвинив их в поставках подсанкционных товаров в Россию.