Ad coverAd cover
Economist logo
Транспорт

Reuters: Таджикистан через стройкомпании поставлял в Россию авиакомпоненты. А Молдова — транзитом через Кыргызстан?

Reuters: Таджикистан через стройкомпании поставлял в Россию авиакомпоненты. А Молдова — транзитом через Кыргызстан?

С мая 2022 года российские авиакомпании, несмотря на санкции и торговые ограничения США и Европы, импортировали запасные части для самолетов на сумму не менее $1.2 млрд. Об этом пишет Reuters.

По данным издания, проанализировавшего отчеты таможенных служб стран Запада, детали попадают в Россию через посредников в таких странах, как Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Китай и Кыргызстан. При этом в Reuters отметили, что ни одна из них не поддержала санкции в отношении России.

"Среди оборудования — предметы первой необходимости для поддержания самолета в летной годности, такие как устройства Northrop Grumman, клапаны давления в кабине, дисплеи в кабине и шасси, а также более простые запчасти, такие как кофеварки, телефонные трубки бортпроводников и сиденья для унитазов", — уточнило западное СМИ.

В статье также говорится, что до введения торговых ограничений авиакомпании "Уральские авиалинии", "Аэрофлот", S7 и другие российские авиаперевозчики полагались на техническую поддержку со стороны глобальных партнеров, в том числе Lufthansa Technik (ФРГ). Однако когда эти фирмы отказались от сотрудничества с Москвой, авиакомпании РФ обратились к пулу "мелких поставщиков".

В качестве доказательства Reuters приводит поставки устройств Northrop Grumman "Уральским авиалиниям" со стороны двух таджикских компаний в 2022 году.

"В июле 2022 года одно из них было отправлено "Уральским авиалиниям" через ОАЭ строительной компанией, базирующейся в РТ. Судя по данным, в сентябре 2022 года другая таджикская строительная фирма также отправила одну из деталей в Россию через ОАЭ", — уточняет Reuters.

Вместе с тем, по данным издания, в апреле 2022 года S7 Engineering (подразделение технического обслуживания S7) начало импортировать детали у молдавской компании Air Rock Solutions. Начало сотрудничества с этой организацией датируется апрелем 2022 года.

"Согласно отчетам, в течение следующих 14 месяцев S7 получила от Air Rock запчастей как минимум на $1.23 млн", — отмечает СМИ.

В самой Air Rock Solutions причастность к "серому импорту" в РФ опровергают.

"Бизнес с российскими компаниями вести из Молдовы невозможно, просто учитывая, что их банки запрещены в Молдове и платежи не обрабатываются, — отметил в интервью Reuters Иван Мельников, исполнительный директор Air Rock и дистрибьютора авиационных запчастей в Молдове Aerostage Services. — Мы не заинтересованы в потере наших местных и международных партнеров ради краткосрочного дохода".

При этом Мельников отметил, что большинство его клиентов находились, в частности, в ОАЭ и Кыргызстане.

Между тем, журналисты Reuters подчеркнули: значительная часть грузов, зарегистрированных в российских таможенных отчетах как отправленные компаниями Air Rock и Aerostage, следовали окольными маршрутами, проходя транзитом через ОАЭ или Кыргызстан.

"На вопрос, может ли это указывать на то, что его [Ивана Мельникова] клиенты в этих странах перенаправили поставки российским авиакомпаниям, молдавский бизнесмен не ответил. S7 и "Аэрофлот" также не предоставили официальный ответ на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию", — резюмировало издание.

Напомним, о подозрениях в поставках авиационных компонентов из Кыргызстана в Россию ранее заявил в своем обращении на имя президента КР Садыра Жапарова сенатор США Боб Менендес.

Также вопрос реэкспорта товаров военного назначения, в том числе запчастей для самолетов, на встречах с представителями КР поднимали спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан, глава директората по санкциям МИД Великобритании Дэвид Рид, помощник министра финансов Соединенных Штатов Америки по борьбе с финансовыми преступлениями Элизабет Розенберг и заместитель главы Бюро промышленности и безопасности Минторговли США Мэтью Аксельрод.

Ad coverAd cover