Тарифы на вывоз мусора в КР могут вырасти — обзор законопроекта

В КР меняют расчет тарифа на вывоз мусора: плата может вырасти
Photo by Jilbert Ebrahimi / Unsplash

В Кыргызстане подготовлен законопроект нового порядка расчета тарифов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), который вводит единую методику формирования платы за мусор для населения и бизнеса. Документ призван унифицировать подходы к тарифообразованию и обеспечить полное возмещение экономически обоснованных затрат поставщиков услуг в сфере ЖКХ. В то же время законопроект может ощутимо увеличить расходы домохозяйств.

Согласно проекту, тариф на вывоз ТКО больше не рассматривается как условная или усредненная величина.

Тариф будет формироваться на основе фактических затрат поставщика услуг, расчетного объема отходов и утвержденных норм их образования.

При этом новая методика не распространяется на опасные отходы производства, а касается исключительно коммунального мусора, образующегося у населения и организаций.

Из чего теперь будет складываться тариф

В документе детально прописана структура тарифа. Он формируется как сумма прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли и платы за размещение отходов.

К прямым затратам относятся расходы, непосредственно связанные со сбором и вывозом мусора. В их числе:

  • топливо, запчасти, ремонт и содержание спецтехники;
  • амортизация и аренда оборудования;
  • оплата электроэнергии;
  • заработная плата рабочих и линейного персонала;
  • социальные отчисления;
  • расходы на охрану труда, медицинские осмотры и обучение персонала;
  • плата за размещение коммунальных отходов на полигонах.

Накладные расходы охватывают административно-хозяйственную часть деятельности: зарплаты управленческого персонала, коммунальные услуги, интернет, бухгалтерские и юридические услуги, содержание служебного транспорта, банковские комиссии и налоги.

При этом размер накладных расходов не должен превышать 27% от суммы прямых затрат, что вводит жесткий потолок для управленческих расходов.

Отдельной строкой в тариф включается сметная прибыль, которая предназначена для модернизации техники, реконструкции инфраструктуры и материального стимулирования работников.

Сумма сметной прибыли ограничена 15% от суммы прямых затрат и накладных расходов, что также снижает риск закладывания избыточной маржи в тариф.

Разные тарифы — для населения и бизнеса

Проект закрепляет разделение потребителей на две категории:

  • физические лица;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от формы собственности.

Тарифы для обеих категорий рассчитываются по единой формуле, но с разными нормами образования отходов. Для населения плата устанавливается в пересчете на месяц, для бизнеса — исходя из годового объема образующихся ТКО. Расчет производится на основе утвержденных норм либо фактических данных учета отходов, если они имеются.

При этом представительные органы местного самоуправления сохраняют право утверждать льготные тарифы для населения, но только при условии компенсации выпадающих доходов поставщикам услуг за счет местного бюджета.

Стимул для раздельного сбора мусора

Отдельный раздел документа посвящен дифференцированным тарифам, которые могут применяться к абонентам, добросовестно выполняющим требования по раздельному сбору отходов. Основанием для снижения платы станет фактическое сокращение объема смешанного мусора и подтвержденная передача перерабатываемых отходов на переработку.

Предполагается, что такой механизм позволит не только снизить нагрузку на полигоны, но и создать экономический стимул для экологически ответственного поведения, без перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей.

Откуда ноги растут

Анализ текста законопроекта показал, что порядок расчета тарифа на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов по своей логике во многом повторяет архитектуру российской «мусорной реформы», запущенной в 2019 году. Аналогичная структура затрат, единая услуга, нормативный расчет, ограниченные проценты накладных расходов и прибыли — все это уже проходили регионы РФ.

Российский опыт показывает: ключевые последствия такой реформы проявляются не постепенно, а в момент запуска, когда старая модель тарификации заменяется экономически обоснованной.

В России введение новой системы обращения с ТКО сопровождалось разовым ростом платежей для населения. По различным регионам увеличение составило в среднем в 1.5 раза, а в отдельных субъектах — в 2 раза и более. Это происходило не из-за резкого удорожания самой услуги, а из-за пересмотра того, какие именно расходы официально включаются в тариф.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории