Когда сервисы понимают с полуслова: социальные проекты Яндекс Кыргызстан в действии

Когда сервисы понимают с полуслова: социальные проекты Яндекс Кыргызстан в действии

Сегодня в Бишкеке Яндекс Кыргызстан рассказал о масштабных социальных проектах, направленных на поддержку людей с повышенными потребностями, развитие инклюзивных технологий и расширение доступа к IT-образованию в Кыргызстане. Мария Тимофеева, руководитель социальных проектов Яндекса, и Тилек Сулайманов, руководитель Яндекс Кыргызстан, провели презентацию, где подробно объяснили, кого и как поддерживает экосистема компании в стране.

Инклюзивные сервисы и цифровая адаптация

Одним из ключевых направлений компания назвала адаптацию своих сервисов для людей с повышенными потребностями. Приложения Яндекса проходят комплексную цифровую адаптацию для работы со screen reader — технологией, которая позволяет незрячим людям взаимодействовать с телефоном и приложениями. Для этого в интерфейсах прописываются теги для кнопок, автоматические описания изображений и структуры экранов.

Компания также расширяет библиотеку контента с тифлокомментариями — аудиоописанием происходящего в фильмах и видеороликах. Эти материалы создаются с использованием технологий искусственного интеллекта.

Особое внимание в Яндексе уделяют сервисам Яндекс.Разговор и Умная камера. Первый переводит голос в текст и текст в голос, помогая людям с нарушениями слуха и речи. Умная камера распознаёт текст на упаковках и документах и подсказывает, как повернуть телефон для правильного считывания.

Команда также обучила Алису лучше понимать речь людей с особенностями дикции, включая пользователей с ДЦП, задержкой речи и аутизмом.

Инклюзивные функции в Яндекс Go

Для людей с повышенными потребностями компания создала специальные опции в Яндекс Go. Наиболее востребованная из них — «помощь в поиске автомобиля», которой пользуются десятки тысяч человек ежегодно. Водителям приходят особые уведомления, объясняющие, что пассажиру может потребоваться дополнительная помощь. Водители проходят обучение правилам корректного и безопасного взаимодействия с пассажирами с ограниченными возможностями.

Для водителей с нарушениями слуха предусмотрена отдельная процедура подключения, специальные карточки и чехлы в салоне, а в профиле отображается значок, информирующий пассажиров о статусе водителя. Кроме того, для таких водителей предусмотрен специальный сайт, возможность обучаться на жестовом языке, общаться с пассажирами в чате и с помощью карточек.

Истории пользователей

На встрече был представлен кейс кыргызстанца, который не слышит с рождения. Ему долгое время было сложно устроиться на работу, однако после подключения к Яндекс.Про он стал стабильно зарабатывать по 5000–6000 сомов в день. По его словам, около 40 его друзей — также люди с нарушениями слуха — работают с сервисом и поддерживают друг друга в отдельной группе.

Поддержка НПО и благотворительные инициативы

Компания взаимодействует с некоммерческими организациями, которые работают с людьми с инвалидностью, предоставляя им бесплатные поездки и доставку.

За последние несколько лет Яндекс направил 11 млн сомов на благотворительные проекты и 9 млн сомов — на образовательные инициативы.

Развитие IT-образования в Кыргызстане

Яндекс Кыргызстан делает ставку на подготовку IT-кадров и создание долгосрочных возможностей для школьников. В стране работает Школа программирования Яндекса — бесплатная программа для учащихся в возрасте с 14 до 17 лет. Она развивает навыки Python и алгоритмического мышления и помогает подросткам поступать в технические вузы.

По итогам 2025 года более 1000 человек прошли летние подготовительные курсы, 120 из них успешно завершили программу и поступили в основную школу.

Сейчас в офлайн Школе программирования обучаются 250 человек.

Помимо этого, компания проводит обучение преподавателей информатики основам программирования и нейросетям. В этом году на эти курсы зарегестрировалось 2660 участников.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории