Мастер-планы опорных точек роста: как Минэконом предлагает стандартизировать развитие городов КР

Мастер-планы опорных точек роста: как Минэконом предлагает стандартизировать развитие городов КР
Photo by Denys Nevozhai / Unsplash

Минэконом представил к общественному обсуждению законопроект методологии разработки мастер-плана опорной точки роста КР. Документ включает набор ключевых параметров, которые станут основой для формирования мастер-планов городов и территорий.

Наиболее важные показатели охватывают жилищно-коммунальную сферу, культурное наследие, городскую среду и транспортную систему, задавая ориентиры развития до 2030 года и далее.

Опорная точка роста (ОТР) – административно-территориальная единица (город, айылный аймак), обладающая значимым социально-экономическим потенциалом и официально получившая поддержку государства для ускоренного развития.

ОТР характеризуется созданием благоприятных условий для экономической и социальной активности, способной стимулировать развитие прилегающих населенных пунктов и соответствующего региона.

Жилищно-коммунальная инфраструктура: акцент на непрерывность и энергоэффективность

Согласно законопроекту, города должны перейти к модели устойчивых коммунальных систем. Приоритет — 100% доступа населения к чистой питьевой воде, сокращение утечек до ≤20% и круглосуточная подача воды не менее 99.5% времени. Предусмотрена модернизация водозаборов и станций очистки не менее чем на 80%.

Канализационная система развивается по климатически устойчивой модели: раздельная ливневая и бытовая канализация, ежегодная замена 3–5% сетей, резервная мощность очистных сооружений 20–30% и эффективность очистки сточных вод не ниже 85%.

В теплоснабжении ключевой задачей становится переход на газ и низкоуглеродные источники. Потери тепла должны быть снижены до 10–15%, а реновация жилого фонда — охватывать не менее 10–20% зданий ежегодно. Новые дома должны соответствовать энергоэффективности класса А, существующие — не ниже B+.

Электроснабжение модернизируют через цифровизацию подстанций, внедрение интеллектуальных счетчиков (70–100% потребителей) и развитие распределенной генерации. Уличное освещение полностью переводится на LED-технологии.

В обращении с отходами городам предстоит перейти к циркулярной модели: сортировка — 30–40%, переработка — 20–30%, компостирование органики — 25–35%, стопроцентная рекультивация нелегальных свалок. Вводится цифровая логистика со встроенными датчиками заполнения контейнеров.

В жилищной политике акцент делается на реновацию кварталов, развитие доступного жилья, энергоэффективный жилой фонд и зеленые дворы. Доля доступного жилья должна достигнуть 10% годового ввода, а качественная социальная инфраструктура располагаться в радиусе 300–500 метров не менее чем для 80% жителей.

Сохранение исторической идентичности и развитие креативной экономики

До 2030 года планируется реставрировать 30–40% приоритетных объектов культурного наследия. Каждый город — точка роста — должен иметь крупный музейный или культурный центр, отражающий исторический и этнокультурный облик.

Исторические районы сохраняют традиционный архитектурный стиль и панорамы, а половина ключевых улиц и площадей будет благоустроена в первые годы программы. Туристическое развитие включает проведение не менее 10 культурных мероприятий ежегодно и рост посещаемости объектов наследия на 10–15% в год.

Города развивают креативные индустрии — от студий до арт-кластеров — с грантовой и инвестиционной поддержкой. Создается цифровой реестр объектов культурного наследия, а муниципальные гранты становятся ежегодными.

Городская среда: климатическая адаптация и зеленые пространства

Городская застройка адаптируется под климатические зоны Кыргызстана: защита от ветров в северных регионах, теневая инфраструктура и водные решения в южных, энергоэффективность и инсоляция в восточных.

Не менее 75 % новых проектов должны соответствовать принципам климатической адаптации. Задача — снижать перегрев городов на 3–4°C и обеспечивать нормативную инсоляцию в 70% зданий.

Города формируют «зеленый каркас»: парки, скверы, бульвары и дворы с долей зеленых и проницаемых покрытий 50–60%.

Доступ к паркам в пределах 500 метров должен быть обеспечен для 90% населения.

Улицы переходят к пешеходно ориентированной модели: ширина тротуаров — 3–4 метра в центре и 2–2.5 метра в жилых кварталах, тень на 70% улиц, скамейки каждые 50–100 метров, дворы без машин в 50% новых кварталов. Общественные пространства развиваются по принципу «Power of Ten» — множество функций в одном месте.

Современная ливневая инфраструктура с биодренажом должна покрыть 80% сетей, а крупные лужи в городских пространствах должны быть устранены на 95%.

Мобильность: связность, транспорт и микромобильность

Улично-дорожная сеть должна обеспечивать плотность не менее 18 км/км². Реконструкции подлежат не менее 30% улиц, а количество сквозных связей увеличится на 25%, снижая перегруженность магистралей на 20%.

Пешеходная инфраструктура станет безбарьерной и климатически комфортной. Теневая защита должна покрыть 60–70% маршрутов, а непрерывность пешеходной сети — достигнуть 90%.

Общественный транспорт становится частым и доступным: 85% населения должны иметь остановку в пределах 7 минут ходьбы, интервал в часы пик — 5–10 минут, доля низкопольного транспорта — 80%.

Велосеть должна достигнуть плотности 3–5 км/км², а новые велодорожки увеличат общую протяженность на 50 км к 2030 году. Велопарковки должны появиться у 80% крупных объектов.

Парковочная политика предусматривает строгий контроль в центре — 70% регулируемых парковок, сокращение хаотичной стоянки на 80% и создание перехватывающих парковок.

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории