Новая железная дорога, креативная экономика и «Манас-Сити»: каким мэрия видит будущее Бишкека в Генплане-2050
Мэрия Бишкека представила проект нового генерального плана, рассчитанного до 2050 года. Главная цель документа – сделать столицу комфортным, безопасным и экономически самодостаточным городом, который станет центром инноваций, инвестиций и талантов в Центральной Азии.
Новый генплан строится на балансовом подходе: город будет развиваться так, чтобы жители могли жить, работать и отдыхать в пределах 15 минут от своего дома. План учитывает рост населения с нынешних 1.32 млн до почти 2 млн человек к 2050 году. Предполагается создание сотен тысяч новых рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры.
Главные направления развития:
- промышленность строительных материалов – от бетона до стекла, с постепенным переходом к «зеленой энергетике»;
- продовольственная безопасность – поддержка местных переработчиков сельхозпродукции;
- фармацевтика и химическая промышленность – внедрение новых технологий и развитие производства медикаментов;
- реиндустриализация – возрождение заводов «Бишкекмаш», «Дастан» и других промышленных зон;
- переработка отходов – строительство инновационного завода и рекультивация полигона ТБО;
- туризм и гостеприимство – создание новых зон отдыха, фестивалей, детских центров и медицинского туризма.
Особое внимание уделяется креативной экономике: планируется создание Fashion-кластера, Ювелирной долины и развитие IT-сферы для экспорта технологий и услуг.
Новый генеральный план рассматривает Бишкек как ядро агломерации, объединяющей шесть городов и около 1.5 млн жителей. В перспективе население агломерации может вырасти до 2.5 млн человек. Развитие территории будет строиться вокруг новых промышленных зон, логистических центров и транспортных коридоров.
Среди ключевых проектов – торгово-логистический город «Манас-Сити» и парк развлечений «Манас», который появится на севере столицы и станет точкой притяжения для жителей и туристов.
Планируется строительство 175 км железнодорожной линии от Каинды до Токмока, проходящей севернее Бишкека. Новая ветка позволит вывести транзитные грузовые потоки за пределы города и запустить пригородное пассажирское сообщение: жители Сокулука, Канта, Ивановки, Токмока и Кара-Балты смогут добираться в столицу за 40-60 минут.
Кроме того, вокруг Бишкека появится 89-километровая кольцевая трасса, которая соединит направления на Кара-Балту, Кант, Токмок и аэропорт «Манас». Новая дорога разгрузит центр, улучшит экологию и создаст возможности для развития промышленности и логистики.
У нового Ошского рынка построят главный автовокзал, откуда будут отправляться маршруты по всей стране. Вдоль железнодорожной линии создадут транспортно-пересадочные узлы – на станциях Бишкек-1, Бишкек-2, Аламедин, Кант, Токмок и других. Это позволит объединить поезда, автобусы и такси в единую транспортную систему.
Жилая застройка будет развиваться за счет реконструкции центра и освоения новых территорий на юго-западе и востоке города. Основной акцент сделан на многоэтажные и среднеэтажные жилые комплексы, созданные с учетом принципов комфортной городской среды – с парками, школами, транспортом и всей необходимой инфраструктурой.