Случаи рейдерства активов подтолкнули владельцев семейного бизнеса в Кыргызстане к поиску опытных международных юристов для вывода активов за рубеж, особенно в те страны, которые «железно» защищают частную собственность и иностранных инвесторов. К такому выводу пришел магистр международного и европейского бизнес-права, бизнес-юрист Oilaw Expert Group Акылбек Джусупов.
По мнению эксперт, в такой ситуации владельцам бизнеса стоит помнить о инструментах национального законодательства (lawhack) для защиты своей собственности, которыми юрист поделился с редакцией Economist.kg.
«Для начала надо понять, что забрать имущество или бизнес у вас могут двумя основными путями: первым — с вашим участием, добровольно или принудительно, когда собственник заключает сделку (купли-продажи, дарения, обмена и т.д.). Либо без вашего участия, когда для перехода актива не требуется волеизъявление собственника», — отмечает Джусупов.
В этом случае задача владельцев активов — создать юридически как можно больше субъектов между рейдерами и собственником, для чего, по словам юриста, можно воспользоваться следующими правовыми возможностями.
- Обременение залогом. Если вы чувствуете, что какой-либо актив может стать объектом рейдерства, то Вам срочно надо выставить данный объект в залог. Будь это движимое или недвижимое имущество, доля либо акции в ОсОО, ЗАО, лицензия, право аренды земельного участка и т.д. Банки — это серьезные институты частного сектора, которые работают законно и просто так от своего интереса не откажутся. Поэтому выставить имущество в залог банку — это уже создание одного серьезного барьера для любого рейдера. Особенно, если это банк с государственной долей. Договор залога обязательно регистрируется в одном из госучреждений, после чего информация будет считаться открытой, что является дополнительной степенью защиты. В этом случае транспарентность и третье лицо — залогодержатель – серьезная головная боль для любителей чужого имущества.
- Аренда «не простому» арендатору. Многие знают, что некоторые виды аренды имущества подлежат государственной регистрации. Поэтому, как вариант, можно сдать свое имущество в аренду статусным арендаторам, таким как посольства, транснациональные корпорации, международные организации и т.д. В этом случае владелец активов минимизирует риск того, что рейдеры покусятся, например, на офис российской нефтяной компании или китайского золотодобывающего концерна, не говоря уже посольства иностранных государств. Любое упоминание уважаемых арендаторов в сделке, зарегистрированной в Госрегистре, отпугнет даже самого ярого рейдера. Данный вариант чем-то схож с первым — в части указания в качестве обременения «договор аренды».
- 20 собственников имущества. Такое количество собственников условное, но юридически возможное. Сейчас у многих объектов собственник только один или два, при законодательство не запрещает оформить собственность на большее количество человек. Этот инструмент позволит снизить риск отъема имущества, поскольку каждый из собственников имеет право обжаловать любую сделку или решение в отношении актива.
- Оформление объекта на иностранную компанию. Еще один вариант, при котором, вы можете остаться не юридическим собственником, но конечным выгодоприобретелем, — открыть компанию под иностранной юрисдикцией, например, Европейского союза. Данная компания имеет право заключить сделку с нынешним собственником. В результате собственником хоть и будет одно лицо, но юридически это уже будет иностранный субъект под защитой той страны, где он был зарегистрирован. Такой инструмент поможет превратить попытку рейдерства в международный прецедент — такой сценарий является наименее привлекательным для рейдеров.
«Самый лучший вариант — верховенство закона и выход нашей экономики на международную арену. В этом случае можно заработать настолько много, что хватит и государству, и частникам. Это вариант намного оптимистичнее, чем отбирать экономические активы внутри маленького рынка, в котором нет даже 1% от мирового глобального оборота. Поэтому не надо копаться в прошлом, проверяя законность сделки (тем более, есть юридическое понятие «давности», которое никто не отменял). Лучше сосредоточиться на настоящем и защищать действующих собственников», — заключил магистр международного и европейского бизнес-права Акылбек Джусупов.