Ad coverAd cover
Economist logo
Поток грантов и кредитов

Как пандемия коронавируса в 2020 году повлияла на государственный долг Кыргызстана

Как пандемия коронавируса в 2020 году повлияла на государственный долг Кыргызстана

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году Кыргызстан намного увеличил свой государственный долг. Из-за возникших экономических сложностей правительству пришлось привлечь дополнительные кредиты, что привело к существенному росту задолженностей перед донорами.

Однако необходимо также отметить, что наряду с выделением незапланированных ранее кредитов и грантов, международные финансовые институты предоставили Кыргызстана и ряд послаблений по выплате уже имевшихся долгов.

Как изменилась экономика Кыргызстана в 2020 году?

Пандемия коронавируса сильно повлияла на экономику Кыргызстана. Из-за введенных ограничений произошел спад экономики на 8.6%, инфляция достигла почти 10%, а республиканский бюджет недополучил налогов более 36 млрд сомов.

Все это могло привести буквально к катастрофическим последствиям, когда государство не смогло бы исполнить свои обязательства не только по выплате заработных плат бюджетникам, но и пенсий и пособий.

Из-за закрытия границ и локдауна страдали и предприниматели, которым на несколько месяцев пришлось приостановить практически всю деятельность и, соответственно, лишиться доходов.

Чтобы «залатать» образовавшиеся в бюджете дыры правительству пришлось привлечь дополнительные средства извне в виде кредитов и грантов.

Как изменился государственный долг Кыргызстана?

В виде кредитов и грантов Кыргызстан привлек $607 млн от различных международных доноров, $135.2 млн которых составили гранты, а $471.8 млн – кредиты.

Международный валютный фонд выделил Кыргызстану $241.9 млн в виде кредитов, Азиатский банк развития – $150 млн, $45.7 млн из которых – гранты, Всемирный банк – $71.2 млн, половина суммы – в виде гранта, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – $50 млн в виде кредита. Европейский союз и Россия выделили гранты в размере $33.9 млн и $20 млн в виде грантов.

Новые внешние заимствования на фоне сокращения ВВП и резкого удорожания курса доллара привели к росту государственного долга – он повысился на 16 процентных пунктов ВВП и составил 68% ВВП. На 31 декабря 2019 года долг составлял $4 млрд 587.26 млн, а через полгода, на конец 2021 года уже – $4 млрд 925.81 млн.

При этом стоит отметить, что экстренную помощь в 2020 году от международных доноров Кыргызстан получил на выгодных условиях, без которых долг страны могут вырасти еще больше. Например, кредиты Всемирного банка заключены на 38 лет под 0.75% годовых и первые 6 лет Кыргызстану нужно платить только проценты, а кредиты Азиатского банка развития и Исламского банка развития получены на сроки 32 и 25 лет под 1 и 1,5% годовых с 7-8 летними каникулами по уплате основного долга.

Списание и отсрочка долгов

В тяжелый для экономики Кыргызстана год международные финансовые институты помогли не только «живыми деньгами», но и помогли снизить нагрузку на республиканский бюджет, списав часть уже имеющихся долгов или предоставив отсрочку по их выплате. Правительство страны также активно вело переговоры с кредиторами по реструктуризации внешнего долга.

В 2021 году Кыргызстан принял участие в инициативе по Приостановлению обслуживания долга (DSSI), предложенной странами G-20 и другими донорами в качестве помощи развивающимся странам. В рамках данной инициативы Кыргызстану удалось приостановить платежи по ряду двусторонних кредитов начиная с августа 2021 года. Эти платежи будут реструктуризированы на 6 лет, включая 1 год отсрочки по возврату основного долга.

Инициатива DSSI охватывает реструктуризацию потоков обслуживания долга перед «Эксимбанком» Китая, Германии (KfW и Hermes), Турции, Японии (JICA), Дании, Франции и Саудовской Аравии. В результате общая сумма реструктуризированных платежей составила порядка 63,5 млн долларов.

Помимо этого, Международный валютный фонд списал Кыргызстану платежи по основному долгу по ранее полученным кредитам на общую сумму $12.2 млн в 2021-2022 годы.

Ad coverAd cover