В 2020 году Кыргызстан привлек более $600 млн в виде финансовой помощи

В 2020 году пандемия COVID-19 и введенные из-за нее карантинные меры стали одними из самых серьезных испытаний для экономики Кыргызстана. КР стала одной из стран Центрально-азиатского региона, на которые пришелся самый сильный удар.

Пострадали практически все сферы экономики, и эксперты предсказывали ее возвращение к допандемическому уровню не раньше 2023 года.

Как изменились показатели экономики?

Пандемия привела в 2020 году к падению объема производства, существенным потерям рабочих мест и увеличению бедности. Наблюдалось значительное сокращение экспорта, добычи золота, промышленности, туризма, транспорта и строительства, что привело к отрицательному росту ВВП в 8.6%. Экономические показатели вышли из минуса лишь спустя 1.5 года и начали показывать незначительный рост.

Также рост цен на импортируемые продукты питания и скачок обменного курса привели к росту инфляции до 9.7%, тогда как до 2020 года она немного превышала 3%.

Экономические трудности привели и к увеличению безработицы до 5.8% с 5.5%, зарегистрированных в 2019 году. Это не могло не повлиять на уровень жизни кыргызстанцев. Согласно оценкам Всемирного банка, уровень бедности повысился с 20% до 31%, по итогам года за черту бедности шагнули около 365.5 тысяч граждан.

Могло быть хуже

Несмотря на заявления о том, что такие показатели не наблюдались с момента обретения независимости страны и 2020 года стал едва ли не худшим годом за последние 30 лет, картина могла быть намного хуже.

Во избежание еще более негативных последствий кабмином были разработаны антикризисные меры для оживления экономики и поддержки предпринимателей. Были выделены средства на льготные кредиты предпринимателям, работающих в различных сферах.

В отчете Международного валютного фонда отмечается, что «власти Кыргызстана быстро отреагировали, чтобы защитить здоровье населения и смягчить воздействие на экономику».

Меры правительства по смягчению последствий кризиса включали дополнительные расходы на здравоохранение, программу продовольственной безопасности, временные отсрочки уплаты налогов и субсидирование кредитов для малых и средних предприятий, поддержку ликвидности банков, отсрочки платежей по кредитам.

Какую помощь получил Кыргызстан?

Реализовать все это в большей мере помогла финансовая помощь международных доноров. Гранты и кредиты составили львиную долю этой помощи – $607 млн, что равно 84% общей внешней помощи.

Из этой суммы гранты составляют $135.2 млн, то есть 22%, остальные $471.8 млн или 78% – это кредитные средства.

Наибольшая сумма помощи поступила от Международного валютного фонда – $241.9 млн или 40% всех кредитных и грантовых средств. При этом Кыргызстан стал первой страной, получившей помощь МВФ на преодоление пандемии коронавируса, деньги в виде кредита были выделены буквально в течение нескольких дней с даты запроса от КР.

Также была получена помощь от других доноров. Азиатский банк развития выделил КР $150 млн, из которых $45.7 млн – это гранты. От Всемирного банка было получено $71.2 млн, половина этой финансовой помощи поступила на безвозвратной основе. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, новый донор для КР, предоставил кредит на $50 млн для поддержки малого и среднего предпринимательства. Европейский союз и Россия предоставили помощь в виде грантов — $33.9 млн и $20 млн соответственно.

Кроме того, для финансирования программ поддержки предпринимателей были также задействованы так называемые средства встречных фондов в сумме около $36.9 млн. Это грантовые средства Японии, Всемирного банка, Японии и Германии, которые управляются совместно с правительством Кыргызстана.

Конечно же, в 2020 году иностранные государства и международные доноры помогали Кыргызстану пережить пандемию не только кредитами и грантами – на безвозмездной основе предоставлялись средства индивидуальной защиты, медикаменты, медицинское оборудование и прочее.