Кыргызстан и внешняя помощь: почему госорганы неподотчетны в использовании средств?

Кыргызстан и внешняя помощь: почему госорганы неподотчетны в использовании средств?

Кыргызстан многие годы остается зависимой от внешней помощи страной. Республика обращается за помощью к донорам для реализации национальных стратегий развития, для поддержки бюджета, для проведения реформ, для реализации инфраструктурных проектов. Эта помощь предназначается народу Кыргызской Республики, однако используется она через государственные институты. И ее использование регулируется законами и нормативно-правовыми актами. 

За годы независимости Кыргызстан получил помощи на миллиарды долларов. Очевидно, что для страны с населением в 6.6 млн это большие деньги, которые в силах помочь стране развиваться во многих областях.

Но темпы развития напрямую зависят от того, насколько эти средства эффективно используются: на какие цели направляются, оседают ли в карманах нечистых на руку чиновников, тратятся ли впустую на ненужные мероприятия. И первый шаг на пути эффективного использования – это, конечно, законы, которые очерчивают правовые рамки оказания и использования внешней помощи.

С целью улучшения законодательной базы, регламентирующей внешнюю помощь, общественным объединением «СоцЭкоИнициатива», был проведен обзор «Оценка правового статуса внешней помощи: исследование правовых основ и обязанностей».

В рамках данного исследования были выявлены пробелы и недочеты в законодательстве, которые мешают использовать внешнюю помощь результативно, а также разработаны рекомендации по их устранению.

Внешнюю помощь в КР регламентируют ряд нормативных актов, это, в первую очередь, Конституция КР, рамочные соглашения с донорами и Бюджетный кодекс КР. Также это законы «О международных договорах Кыргызской Республики» и «О международный чрезвычайной помощи», и два положения – о порядке привлечения и использования международной грантовой и технической помощи и положение по управлению государственными инвестициями.

Пробелы в законодательстве

Первый пробел – законодательство Кыргызстана в принципе не содержит определения «внешняя помощь». В различных правовых актах содержится, как минимум, 10 различных терминов — внешняя помощь, официальная помощь развития, официальная помощь доноров и так далее.

Кроме того, в двух положениях, упоминавшихся выше, говорится о некоторых видах помощи, которые вообще не регулируются никакими законами. Это – техническая помощь, экстренная гуманитарная, военная и продовольственная, и, что важно и несет риски, помощь, направленная на обеспечение национальной безопасности.

Кроме прочего, разные виды внешней помощи регулируются актами разной юридической силы. Например, международная чрезвычайная помощь – законом, международная грантовая и техническая помощь – положением, утвержденным решением правительства. Все это ведет к отсутствию целостности процесса привлечения и получения внешней помощи.

Отсутствие стратегии

Еще один важный недочет в законодательстве – отсутствие стратегии по привлечению и использованию внешней помощи.

Хоть разработка такого документа и закреплена в законодательстве, по факту же он отсутствует. А это, в свою очередь означает, что у государственных институтов нет видения о будущем развитии страны.

Это также делает позицию Кыргызстана уязвимой в переговорах с донорами. Необходимо четкое понимание, для каких целей необходимо привлекать помощь, а также какие государственные органы будут ответственно на каждом этапе, чтобы деньги не тратились впустую. Ведь в понятие внешней помощи по международным стандартам входят и льготные кредиты.

Какими бы льготными они ни были, это деньги, которые стране придется возвращать. И целесообразно понимать, для каких целей стоит увеличивать внешний долг страны, а какие цели могут и подождать.

И одна из главных проблем – законодательство не обеспечивает прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов по привлечению и использованию всех видов внешней помощи.

Это означает, что в стране не реализуются базовые конституционные гарантии на получение информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Именно это является главным инструментом контроля эффективности использования помощи и пресечения коррупции – эффективности работы государственного аппарата в целом. Подотчетность и прозрачность государственных органов во всех сферах – важный элемент в развитии страны.

Поделиться в социальных сетях:

НБ КР
USD 84.61
EUR 102.12
RUB 1.14
KZT 0.201
Моссовет
USD 84.91
EUR 99.39
RUB 1.20
KZT 0.200

Конвертер валют