Расходы на образование в Кыргызстане выше, чем в Европе. Но качество низкое

Расходы на образование в Кыргызстане выше, чем в Европе. Но качество низкое

Расходы на образование в Кыргызстане за последние 20 лет увеличилось более чем в 13 раз. При этом его качество остается на низком уровне. Такие данные опубликованы в обзоре «Школьное образование в Кыргызстане», подготовленном фондом KG Analytics.

К примеру, в 2017 году расходы Кыргызской Республики на образование (включая дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее) составляли 7% от ВВП, что больше, чем в других странах (в Казахстане 3%, в России и Монголии около 4%, в странах Европейского Союза в среднем 5%).

Сколько тратит Кыргызстан на образование?

По данным исследователей, в 2001 году на поддержку сферы образования из бюджета КР выделялось 3 млрд сомов, в 2007 году – 9 млрд сомов, в 2012 году – 21 млрд сомов. К 2020 году этот показатель достиг 39.9 млрд сомов.

Около 60% от всех расходов данного сектора приходится на школьное образование. Однако впечатляющий рост финансирования не приводит к росту качества образования, отмечают аналитики. По их данным, существующая система направлена на поддержание системы школьного образования, а не на ее развитие. При этом госбюджет не в состоянии покрывать в полном объеме даже минимальные потребности.

«Для полноценного функционирования школы необходимо финансирование около 50 статей расходов. На практике расходы из республиканского бюджета покрывают только пять статей расходов – фонд оплаты труда (96.1%), питание (2.7%), повышение квалификации (0.4%), учебные расходы (0.4%) и текущий ремонт (0.4%), по данным за 2020 год», - отмечают эксперты.

Если же сравнивать расходы государства на одного ученика школы, то Кыргызстан с показателем в $826 в 2017 году значительно проигрывал в этом плане таким странам, как Молдова ($1 937), Монголия ($1 711) и Казахстан ($6 432), не говоря уже о странах Европейского Союза ($10 292).

При этом, большую часть государственных расходов на школьное образование финансируют за счет донорских грантов и кредитов, предоставляемых такими институтами, как Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, USAID, GIZ.

6 из 10 школьников в Кыргызстане не способны применить знания в жизни

Несмотря на увеличение расходов со стороны государства на образование, статистические данные говорят о его низком качестве.

Так, согласно действующим системам оценки учебных достижений школьников, в среднем 60% учащихся школ не достигают базового уровня функциональной грамотности по чтению, математике и естественным наукам. Это означает, что школьники могут читать, писать, считать, но не понимают смысла прочитанного и не могут применить знания в жизни.

Самые низкие результаты учащиеся демонстрируют по естественным наукам – физике, химии, географии и биологии. К примеру, 15-летние школьники Кыргызстана отстают примерно на 4.5 класса от сверстников, живущих, в некоторых странах Европы, Азии и Латинской Америки.

При этом качество обучения в сельских школах значительно отстает от качества обучения в городах. Согласно Национальной оценке образовательных достижений, в 2017 году в сельских школах около 70% учеников 4 классов не достигли базового уровня знаний, в Бишкеке таких учащихся – 43%.

Учебники с ошибками, высокая нагрузка и аварийные школы

Одной из причин низкого уровня школьного образования эксперты фонда KG Analytics называют острую нехватку учебников. Отмечается, что в стране существуют серьезные проблемы с нехваткой и качеством учебников. Обеспеченность учебными материалами в кыргызоязычных школах составляет 80%, в русскоязычных – 70%.

«Некоторые учебники выпускаются с орфографическими, грамматическими и смысловыми ошибками. Многие учебники не соответствуют требованию развития у учащихся компетенций, как того требует Государственный образовательный стандарт. При этом, несмотря на нехватку и качество учебников, учителя обязаны использовать только ту литературу, которая входит в перечень рекомендованных МОН КР», – подчеркивают авторы обзора.

Второй причиной низкого уровня школьного образования аналитики называют высокую учебную нагрузку на детей. Так, в среднем ученик в Кыргызстане учится 1060 часов в год, в то время как в Эстонии – 820, в Финляндии – 808, в России – 803 часа в год.

Эксперты подчеркивают, что чрезмерная учебная нагрузка не гарантирует высокие результаты обучения. Поскольку в международных рейтингах Кыргызстан занимает последние места, в то время как все вышеперечисленные государства отнесены к странам со значительно лучшим качеством школьного образования.

«В советское время в школах Кыргызстана изучалось 17 учебных предметов, а сегодня 25, что значительно превышает общепринятые стандарты. В среднем в мире количество изучаемых предметов варьируется от 8 до 15», - говорится в исследовании.

Третий фактор, негативно влияющий на низкую успеваемость детей, – неэффективное управление школьной инфраструктурой.

Так, на сегодняшний день в стране насчитывается 2 296 школ, однако почти каждая десятая из них находится в аварийном состоянии (245 учебных заведений) – эти здания есть не подлежат ремонту, а требуют сноса, угрожая жизни и здоровью учащихся. 457 школ республики требуют капитального ремонта кровли, фундамента, стен, водоснабжения, канализации.

Кроме того, 25% школ не имеют доступа к чистой питьевой воде, в 74% школ нет внутренних туалетов, а 68% школ не подключены к горячему водоснабжению.

Остро стоит вопрос нехватки средних учебных заведений. На данный момент в республике требуется построить около 670 школ, однако средств на их возведение катастрофически не хватает. Многие образовательные организации переполнены, 151 школа работает в три смены.

Выход есть?

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, авторы доклада советуют реформировать финансирование системы школьного образования. По мнению аналитиков, Кыргызстану необходим переход к ваучерной системе, основанной на принципе подушевого финансирования. Этот механизм основан на закреплении за каждым учащимся школы именного электронного сертификата, подтверждающего следование за учеником бюджетных средств, в рамках которых ученик вправе получить гарантированный государством объем услуг.

Если говорить об образовательной составляющей, эксперты рекомендуют сократить число и содержание изучаемых дисциплин в школах Кыргызстана, а также пересмотреть учебные планы для более глубокого изучения каждого предмета.

Кроме того, KG Analytics обращают внимание на то, что процесс обучения в отечественных школах не перестроен на развитие компетенций. Сегодня обучение в школах на 87% основано на чтении, запоминании и пересказе, то есть учителя дают информацию – а ученики запоминают. Соответственно, если сменить вектор обучения, это напрямую повлияет на развитие способностей школьников самостоятельно применять знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Поделиться в соцсетях:

Последние новости

Продавцов рынков могут освободить от налогов при наличии ККМ 2 декабря 2021 г.    20:26
Экс-замруководителя Аппарата президента, обвиняемого в незаконном обогащении, отпустили из СИЗО 2 декабря 2021 г.    20:14
Агентство по инвестициям обещает открыть завод по производству лекарств для экспорта за пределы ЕАЭС 2 декабря 2021 г.    19:45
Айнура Сагынбаева: С наставником шаги в бизнесе будут успешнее и тверже 2 декабря 2021 г.    19:30
Для Ахматбека Келдибекова создали площадку для обсуждения его предположений — ГКНБ 2 декабря 2021 г.    19:27
Бекешев: Пока партии спорят, кто займет место в парламенте, президент порвал его как институт 2 декабря 2021 г.    18:30
Общественные организации обеспокоены ситуацией, возникшей после окончания голосования 2 декабря 2021 г.    18:26
В Кыргызстане увеличили штраф за повторное вождение в нетрезвом виде 2 декабря 2021 г.    18:20
Все новости
НБ КР
USD 84.61
EUR 102.12
RUB 1.14
KZT 0.201
Моссовет
USD 84.90
EUR 96.90
RUB 1.16
KZT 0.200

Конвертер валют