Положение женщин на рынке труда Кыргызстана — неформальная занятость, безработица и миграция

Положение женщин на рынке труда Кыргызстана — неформальная занятость, безработица и миграция

В Кыргызстане, согласно данным Нацтстаткома, проживают 3.3 млн женщин. Почти 2 млн кыргызстанок сегодня в трудоспособном возрасте. Однако несмотря на численность и более высокий уровень образования, участие женщин на рынке труда, как и его оплата остаются низкими, а положение уязвимым.

Это, не говоря о внушительной доле занятости в неформальном секторе, более высокой безработице и миграции среди женщин.

Проблемы занятости женщин

Женщины составляют лишь 39% экономически активного населения страны. Уровень занятости кыргызстанок значительно уступает тому же показателю среди мужчин — 43% против 72%.

Подобный гендерный разрыв в уровне занятости отмечается на протяжении всей жизни женщины, усиливаясь в возрастных категориях от 20 до 34 лет — этот отрезок совпадает со средним возрастом вступления в брак и рождения первого ребенка, который в Кыргызстане составляет 24 года. В этот период женщины чаще всего оставляют работу для ухода за младенцем.

Работодатели зачастую не желают нанимать женщин этого возраста из-за потенциальной беременности и обязательств по выплате пособий, предоставлению оплачиваемого декретного отпуска и другой ответственности.

Средний возраст женщин, занятых в экономике, составляет 39 лет и только каждая шестая находится в возрасте 25-29 лет, а это всего 17% работающих в формальном секторе кыргызстанок.

Разница между уровнем занятости женщин и мужчин начинает сокращаться только к 40-54 годам – в возрасте, когда у женщин, как правило, уже взрослые дети и они возвращаются к трудовой деятельности. Однако предыдущий подвал в полтора десятка лет имеет ощутимые последствия для продвижения по карьерной лестнице. Женщины, как правило, занимают должности низшего и среднего звена с меньшими зарплатами, а их доля среди руководителей составляет всего 28%.

Замкнутый круг

В Трудовом кодексе достаточно хорошо прописана защита трудовых прав женщины, особенно в период беременности и родов. Документ:

  • запрещает отказывать женщинам в приеме на работу по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей
  • содержит нормы об охране здоровья беременных женщин
  • устанавливает отпуск по беременности и родам от 18 недель
  • устанавливает размер пособия по беременности и родам для
  • запрещает расторгать трудовой договор с беременными женщинами (за исключением случаев ликвидации организации и истечения срока трудового договора)
  • предусматривает организацию грудного вскармливания

Кроме того, в Кыргызстане действует закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», запрещающий дискриминацию по причине семейного положения, беременности, потенциальной беременности и семейных обязанностей.

Однако несмотря на довольно прогрессивное законодательство, женщины сталкиваются с отказом в приеме на работу по причине беременности или наличия маленьких детей, меньшей оплатой труда, ограничениями в выборе некоторых профессий и продвижении по службе. Дискриминация выталкивает их в неформальный сектор, где они никак не защищены национальным законодательством, а также способствует безработице и миграции.

  • В неформальном секторе экономики работают 63% занятых женщин. Это около 600 тысяч кыргызстанок, большинство из которых находится в трудоспособном возрасте.
  • Уровень безработицы женщин достигает 6.2% против 5% у мужчин. Особенно высок этот показатель среди молодых кыргызстанок (в возрасте до 28 лет) – 13.6%
  • Вместе с тем женская миграция почти в два раза превышает мужскую. В 2019 году страну покинули почти 4.8 тысячи женщин против 2.8 тысячи мужчин. Картина внутренней миграции схожа – 16.4 тысячи женщин и 8.4 тысячи мужчин

Таким образом большое число работающих женщин Кыргызстана не имеют трудовых гарантий, на них не распространяются законы об охране материнства.

Кыргызстанки, занятые в неформальной экономике, не могут претендовать на декретные отпуска и пособия. Пособия по беременности и родам охватывают только тех, кто работает по трудовому договору или патенту, а также членов крестьянско-фермерских хозяйств и безработных. Это при том, что размер пособий не менялся с 2006 года и едва покрывает треть прожиточного минимума.

Учитывая, что большинство женщин Кыргызстана проживают в селах, где показатели бедности выше, а также социально-экономические последствия пандемии COVID-19 проблема стоит еще острее.

Международные стандарты

Кыргызстан рассматривает Конвенцию Международной организации труда 183 «Об охране материнства». Хотя отдельные нормы Трудового кодекса КР соответствуют стандартам, заложенным в Конвенции, последняя имеет более широкую сферу действия.

Конвенция 183 предусматривает:

  • охрану здоровья беременных и кормящих женщин на рабочем месте (частично предусмотрено в ТК КР)
  • отпуск по беременности и родам не менее 14 недель (от 18 недель в ТК КР)
  • денежные пособия на уровне достаточном для того, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни
  • право женщины на адекватные пособия из фондов социальной помощи, если она не отвечает условиям, дающим ей право на денежные пособия, устанавливаемым национальным законодательством
  • медицинскую помощь женщине и ее ребенку 
  • сохранение места работы и недопущение дискриминации (ТК КР, закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»)
  • организацию грудного вскармливания (ТК КР)

Ратификация документа позволит охватить огромное число женщин, которые не подпадают под защиту действующего законодательства об охране труда и материнства. Кроме того, расширение сферы социальной защиты благоприятствует смягчению последствия кризиса для уязвимых групп, решению проблем бедности.

Улучшение законодательства в области охраны материнства позволит обеспечить женщинам доступ к медицинской помощи, сократить материнскую и младенческую смертность. Это также позволит сохранить квалифицированные кадры — женщинам не придется снижать профессиональный статус, переквалифицироваться на профессии, требующие меньше компетенций, становиться безработными. Принятие Конвенции МОТ 183 даст КР возможность, уменьшить занятость в неформальном секторе и увеличить число экономически активных женщин, что положительно отразится как на благосостоянии населения, так и на экономике страны.

Поделиться в соцсетях:

НБ КР
USD 84.61
EUR 102.12
RUB 1.14
KZT 0.201
Моссовет
USD 84.91
EUR 96.54
RUB 1.16
KZT 0.200

Конвертер валют