Бизнес-омбудсмен назвал пять вещей, необходимых для успешной легализации и амнистии активов в КР

Бизнес-омбудсмен назвал пять вещей, необходимых для успешной легализации и амнистии активов в КР

Бизнес-омбудсмен Робин Орд-Смит выпустил рекомендации к законопроекту «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц».

Он отметил неоднозначный международный опыт в этой сфере, однако поддержал стремление властей к сокращению теневой экономики. По словам бизнес-омбудсмена, предыдущие попытки легализации активов в КР не были полностью успешны. В этот раз полезно было бы проанализировать причины предыдущих неудач.

Орд-Смит назвал несколько вещей, необходимых для того, чтобы данные усилия увенчались успехом.

Доверие между государством и частным сектором

Наличие достаточного доверия налогоплательщиков и бизнесменов к правительству имеет существенное значение для успешной реализации такой политики, как легализация активов.

По информации Нацстаткома, наблюдается недостаточный уровень доверия общественности к госорганам. В связи с этим процедуре легализации необходимо быть прозрачной и понятной, чтобы граждане могли оценить и принять соответствующее решение, не опасаясь потери своего капитала, возможного уголовного преследования и раскрытия налоговой тайны.

Госорганам необходимо будет повысить уровень доверия к ним и стать более сервисно-ориентированными. Последовательная государственная политика и обоснованные решения для создания благоприятных условий для бизнеса могут способствовать повышению доверия.

Прозрачность при учете поступающих денежных средств

Важно иметь надежный механизм для публикации официальной информации о количестве поданных деклараций, размере поступивших денежных средств и о том, как они используются, в режиме реального времени. Такая информация будет подтверждать прозрачность проводимой акции, повышая доверие со стороны общества. Чем больше уверенность граждан в том, что легализация проводится прозрачно и эффективно, тем больше вероятность их участия в ней.

Эффективная коммуникация

Следует должным образом объяснить гражданам причины и преимущества легализации. Это поможет получить широкую поддержку данной политики. Это также поможет успокоить законопослушных налогоплательщиков, недовольных тем, что некоторые имеют возможность легализовать активы при уплате/компенсации значительно меньших сумм, нежели те, что уплачивались ими.

Законопроект устанавливает, что декларант вправе обратиться за декларированием активов до 31 декабря 2022 года, при этом не уточняет последствия для лиц, которые предпочтут не участвовать в добровольной легализации. Необходимо разъяснить данный вопрос.

Обратить внимание на отдельные риски
  • В текущей версии законопроекта возникает вопрос, почему предлагается отменить публикацию сводных сведений о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные госдолжности, а также политические и высшие административные муниципальные должности, и их близких родственников. Если оставить данное положение законопроекта, оно может создать впечатление, что законопроект подготовлен в интересах данной группы.
  • Предложение о самостоятельном декларировании и оценке активов может позволить декларантам продолжать не уплачивать налоги по установленным ставкам с будущих активов. Необходимо предусмотреть требование о доказывании наличия активов.
  • Размер платежа в госбюджет при легализации активов, с которых в свое время не были уплачены налоги, выглядит крайне низким. Отсутствие декларационного платежа при декларировании активов на сумму меньше 100 млн сомов кажется слишком щедрым. При этом размер декларационного платежа при декларировании активов на сумму выше 100 млн сомов также покажется щедрым для налогоплательщиков, которые полностью уплачивают налоги и страховые взносы.
  • Под действие законопроекта подпадают активы, полученные от любых видов преступлений, за исключением финансирования террористической деятельности, торговли людьми, бандитизма и оборота наркотических средств. В связи с этим необходимо рассмотреть законопроект на соответствие международным обязательствам и законодательству КР.
Справка-обоснование

Без справки-обоснования сложно полностью понять и оценить предлагаемые изменения.

Поделиться в соцсетях:

НБ КР
USD 80.77
EUR 86.67
RUB 1.26
Моссовет
USD 84.85
EUR 89.38
RUB 1.30

Конвертер валют