Подзаработать в свободное время на мечту: водитель такси рассказал, сколько зарабатывает на заказах
Эрнис Соорбеков сотрудничает с Яндекс Go с первых дней запуска сервиса в Кыргызстане. Он берет несколько смен в неделю, совмещая заказы в такси с основной работой, и мечтает построить дом. В беседе он поделился, как изменился рынок такси за последние годы, сколько реально можно заработать и о какой мечте думает каждый день.
– Расскажите немного о себе.
Я живу в Бишкеке, но родом из Таласа. Мне 45 лет, женат, у нас трое детей – сыну 21 год, второму сыну скоро 16, дочке 10. По специальности я инженер-строитель. Такси для меня – вторая работа, дополнительный заработок. У меня своя машина, недавно обновился и взял «электричку». Она очень помогает в такси – работать становится выгоднее.
– Как вы пришли в такси?
В такси я работаю давно. До появления Яндекса у нас в Кыргызстане я два года был в другой фирме. Тогда водителям приходилось буквально бороться за каждый заказ – неудобные приложения или их отсутствие, графики вроде «обязательно выходи утром, иначе штраф». В ночные смены заказов не хватало, а маршрут часто приходилось сверять по бумажной карте. Все это было очень неудобно. Яндекс изменил рынок.
– А что именно изменилось?
Когда Яндекс вышел на рынок в 2017 году, я сразу перешел туда и работать стало заметно легче. Приложение предлагает заказы, водитель волен принять или отказаться. Это удобство для всех – клиенту не нужно звонить в диспетчерскую – открыл приложение Яндекс Go, указал точку назначения, и через 5-10 минут машина подъезжает.
Водителю удобно и с графиком – можно работать утром, ночью, в выходные – как подходит. Поэтому многие совмещают работу в такси с основной работой. Есть верхний лимит по количеству часов на линии по безопасности, после чего приложение «закрывается», чтобы водитель не переутомлялся.
– Как вы распределяете время между такси и другой работой?
Сейчас такси для меня чаще дополнительный заработок, я могу отработать 3-4 ночи подряд, потом переключаюсь на вторую работу и отдыхаю. В среднем выхожу на линию на 3-6 часов, иногда больше.
– Можно ли содержать семью, работая в такси?
В среднем у меня выходит 2-3 тысячи сомов в день – многое зависит от пробок и загрузки города. Бывает 3 тысячи, у некоторых ребят, насколько я знаю, заработок составляет 4-5 тысяч в день. Само собой бывает и меньше, особенно если человек еще не «чувствует» карты и логику заказов. Мы обычно считаем не «в час», а по итогам смены, ведь один заказ может затянуться из-за пробки и на полтора-два часа. Также заработок зависит от коэффициентов и бонусов.

– Расскажите про них.
Бонусы у Яндекса индивидуальные для каждого водителя. Сейчас задания часто ставятся на 14 дней – условно выполнить 120-150 поездок. За выполнение Яндекс начисляет от 2 до 6 тысяч сомов (на моей памяти это максимум). Это хорошая мотивация, составляешь для себя ежедневный план и видишь, как бонусы появляются на счету.
Коэффициенты работают так – в приложении видно «фиолетовые зоны» повышенного спроса и действующие коэффициенты. На периферии множитель ниже, ближе к центру – выше. Пик – утром, когда все едут на работу и учебу, и вечером, когда возвращаются. С коэффициентами есть две стороны – конечно, водителям выгоднее, но клиентам не всегда нравятся расценки, которые без пика стоили условные 200-250 сомов, а в часы спроса превращаются в 400–500. Система автоматизирована, и это часть баланса интересов. Нужно также понимать, что на коэффициент влияет и количество водителей на смене, немногие хотят работать в час пик и из всего этого и вырисовывается итоговая цена.
– Какие тарифы предпочитают ваши пассажиры?
В Бишкеке самый популярный тариф по-прежнему «Эконом». Я часто предлагаю пассажирам посмотреть и «Комфорт», ведь разница там бывает 10-20 сомов, а иногда и «Комфорт» выходит дешевле – зависит от момента. Но многие видят первую цену в списке и сразу жмут «Эконом». «Бизнес» у нас пока развивается – парк таких машин меньше, цены выше, не для всех это привычно. Но изменения все же есть, по моим наблюдениям, в 2025 году «Комфорт» стали заказывать чаще, чем в 2024-м.
– Недавно Яндекс стал налоговым агентом. Как это повлияло на вашу работу?
С 1 сентября Яндекс стал налоговым агентом – теперь 2% удерживаются автоматически с каждой поездки. Плюсы очевидны, теперь не надо стоять в очередях в налоговой, все списывается автоматически. Это сильно экономит время, ведь иногда приходилось днями заполнять все документы. Из минусов – хотелось бы конечно, чтобы правительство пересмотрело процент и сделало его ниже.

– На что уходят заработанные в такси деньги? Удается ли копить?
Если по-честному, все, что зарабатываю в такси, отдаю жене, и она распределяет деньги на ежедневные расходы семьи – продукты, коммунальные услуги и другое. Со своей машиной в этом плане легче.
– Какая у вас личная мечта?
Моя мечта простая и очень человеческая – построить свой дом. Дом мечты для семьи и для мамы. Чтобы он был просторным, уютным, где было бы всем хорошо. Я верю, что смогу этого добиться и чувствовать себя полноценным, счастливым человеком в собственном доме.