Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Из рядового таксиста в руководители таксопарка

Из рядового таксиста в руководители таксопарка

За внешней простотой работы такси стоит кропотливая деятельность предпринимателей, которые на собственном опыте познали все тонкости организации дела перевозок. Например, Акжол Пулатов руководит таксопарком-партнером Яндекс Go. Начиная когда-то с работы водителем, он смог превратить небольшой стартовый капитал и упорство в развитый бизнес. О том почему такси не стало временной работой и «затянуло», читайте в интервью Economist.kg.

Временная работа стала постоянной

– Акжол, расскажите свою историю, как стать предпринимателем, не имея опыта?

– Я родился в Баткенской области. После окончания школы переехал в Бишкек. В восемнадцать лет уехал в Казахстан, где работал официантом. Потом вернулся в Кыргызстан и занялся торговлей на «Дордое». Но в 2010 году, после революции, ситуация в стране стала сложной, торговля заметно упала. Я решил временно поработать таксистом – изначально думал, это будет всего пару месяцев.

Сначала действительно планировал подработать, пока не стабилизируется ситуация. Но ты каждый день в движении, знакомишься с разными людьми, время летит незаметно, день сменяет ночь, и вот уже прошло семь лет. За это время я понял все нюансы профессии, научился общаться с пассажирами, разбираться в маршрутах, выстроил собственный взгляд на то, как можно улучшать этот бизнес.

Помню, как в 2017 году в Бишкеке появились первые брендированные машины Яндекс Go, о сервисе много говорили. Мне стало интересно, как все это работает - начал смотреть видео, изучать опыт других стран.

Я отправил заявку, собрал пакет документов. Надеялся, но не был уверен, что ответят. Но после проверки я получил возможность стать партнером и уже скоро мог получать заказы с платформы Яндекса. Официально мы открылись 2 февраля 2018 года.

От $100 к парку из 400 автомобилей

– Как выглядел ваш бизнес в первое время, с чем столкнулись?

– Начинали вдвоем с другом – у нас было всего около $100 стартового капитала. Днем таксовали, а вечером искали водителей, объясняли им, что такое Яндекс Go, устанавливали приложение, показывали преимущества новой системы. Первые месяцы были сложными - люди не понимали, зачем переходить на новое, это была большая перемена для рынка. Но уже осенью 2018-го водителей стало намного больше, и дело начало развиваться.

Первое время нас было всего двое, затем мы постепенно сформировали костяк из водителей, которым было интересно попробовать новый сервис. Бюджет был минимальным, поэтому мы все делали сами. Поначалу было сложно: люди не сразу понимали, как пользоваться приложением, чтобы попробовать понять преимущества. Но  водителей становилось все больше, и скоро мы смогли приобрести собственные машины - перешли от бюджетных моделей к более комфортным Sonata. Сегодня с нашим таксопарком  сотрудничает более 400 машин. Мы стремимся к качеству, поэтому советуем работать на хороших авто - так растет рейтинг и заработок водителей.

Возможность начать развиваться в такси для каждого

– А с Яндексом почему решили поработать?

– Мне, как бывшему водителю, сразу понравилось, что приложение устроено логично: есть карта, понятная навигация, пробки, рейтинги, фотоконтроль. В старых системах, с которыми я работал, были сложности с пополнением баланса, контролем качества, отсутствием прямой поддержки. Яндекс Go упростил все эти процессы – можно подключиться в любое время и начать зарабатывать. Для пассажиров – это безопасность, удобство заказа, возможность сразу увидеть рейтинг водителя, время прибытия, стоимость поездки и путь следования.

Компания по сути дает каждому желающему шанс начать работать, расти и развиваться. Сервис дает все необходимые инструменты: контроль качества, понятные требования и правила. Благодаря этому и мы, как партнеры, можем развиваться – открывать филиалы, приобретать новые машины, повышать качество обслуживания. И важно, сервис обеспечивает постоянный поток заказов, вручную самому это невозможно построить в таком объеме, помогает улучшить сервис и обеспечить безопасность.

Что требуется от водителей

– Вы упомянули, что сейчас ключевым моментом становится качество, а не количество. Что вы требуете от водителей?

– В первую очередь – ответственное отношение к работе. Машина должна быть чистой, технически исправной, в салоне не должно быть запаха табака. Водитель должен быть вежливым, соблюдать правила дорожного движения, не спешить, не нарушать. У нас есть водители, которые работают пять-шесть лет – это «старая гвардия». Им не нужно повторять элементарные вещи. Но и новичкам мы помогаем: объясняем, как пользоваться приложением, как общаться с клиентами и т.д.

– Как менялся рынок такси за ваше время в бизнесе?

– Машины стали лучше, комфортнее, улучшилось качество обслуживания. Раньше сложно было представить, что для эконом-тарифа будут использоваться автомобили вроде Sonata. Конкуренция подталкивает к росту: все стремятся предложить сервис получше, таксопарков много. Яндекс Go помогает нам обеспечивать безопасность, доступность и прозрачность. Пассажиры знают, кто приедет, могут оставить отзыв, а водители видят свою статистику, рейтинг, ориентируются в городе с помощью навигации. Это взаимовыгодный процесс.

Сервис лично мне дал возможность, фактически с нуля, построить устойчивый бизнес. Я начинал, имея лишь автомобиль и желание зарабатывать. Сегодня у меня собственный таксопарк, команда водителей, собственные машины и постоянный поток клиентов. Никто изолированно не мог так структурировать работу, обеспечить стабильный спрос и наладить оперативную поддержку. Благодаря этому я могу строить планы на будущее, расширять парк, заботиться о качестве и укреплять свою позицию на рынке.
Ad coverAd cover