2024 год для сферы креативных индустрий Казахстана ознаменовался прорывом в мировом рейтинге Global Innovation Index-2024 – страна поднялась с 93 на 65 место по показателю «Креативные товары и услуги». Такой результат стал возможен благодаря государственной поддержке и внедрению мер, разработанных Министерством культуры и информации РК, сообщили в самом ведомстве.
В министерстве отметили, что развитие креативной экономики находится под особым контролем президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. На третьем заседании Национального курултая он подчеркнул: «Уверен, креативная индустрия станет одной из важнейших точек экономического прогресса страны».
Для развития креативной экономики Министерством культуры и информации Казахстана был разработан отдельный пакет мер. Одной из первых задач ведомства было вывести креаторов из теневой экономики. В этих целях в реестр было включено 40 видов креативной деятельности, которые подлежат специальному налоговому режиму.
Бизнес освобожден от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС) и выплачивает единый налог: 2-4% для ИП, 8% для ТОО. В итоге на сегодня в креативных индустриях заняты около 135 тысяч казахстанцев. По прогнозам их количество к 2029 году возрастет вдвое.
Для защиты интеллектуальной собственности и повышения уровня правовой грамотности креаторов Казахстан активно сотрудничает со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), добавили в ведомстве. Проводятся тренинги и семинары, а также разрабатывается образовательная платформа совместно с МИД и Министерством юстиции.
Для поддержки в коммерциализации креативных товаров и услуг достигнута договоренность по размещению их на маркетплейсе одного из банков Казахстана.
Еще один из важных пунктов – создание инфраструктуры для креаторов. По поручению Президента во всех крупных городах Казахстана планомерно открываются хабы. На данный момент такие центры уже работают в Астане, Алматы, Туркестане, Шымкенте, Атырау, Кызылорде, Петропавловске, Актобе и Алматинской области.
Также в процессе создания Корпоративный фонд. Основной задачей фонда станет продвижение креативных товаров и услуг на международном рынке, поддержка талантов, экспорт и коммерциализация продуктов и результатов интеллектуальной деятельности, заключили в Минкультуры.