Названы лучшие и худшие пресс-службы госорганов Кыргызстана
Конфиденциальный социологический опрос «Оценка работы и взаимодействия с пресс-службами государственных органов Кыргызстана» среди представителей СМИ КР провело PR-агентство «Бюро коммуникаций «ТАГС».
Исследование было направлено на выявление основных проблем в процессе информирования общественности.
В анонимном опросе приняли участие 77 журналистов из более чем 30 СМИ. Среди респондентов 52% представляли частные СМИ, 39% – государственные, и 9% – международные.
Основные результаты опроса:
- Общая оценка работы: 57% журналистов оценили работу пресс-служб как удовлетворительную, 20% – неудовлетворительно, 14% – хорошо, и только 9% поставили "отлично".
- Качество информации и ответов на запросы: 25% представителей СМИ считают, что пресс-службы справляются на "отлично". Половину журналистов их работа в целом устраивает, а 25% считают, что качество взаимодействия не удовлетворяет потребностям медиа.
- Коммуникация и оперативность: 39% респондентов дали оценку "удовлетворительно", 33% – "неудовлетворительно", 22% – "хорошо", и 6% – "отлично".
Ключевые недостатки и пожелания журналистов
Больше всего журналисты ценят оперативность реагирования пресс-служб на запросы работников СМИ (92%) и когда пресс-секретари сводят к минимуму бюрократизм, отвечают на вопросы по сути, а не «льют воду».
Ответы работников СМИ на вопрос «Каковы, на ваш взгляд, ключевые трудности и недостатки в работе пресс-служб КР?» также подтверждают то, что долгие сроки, излишние формальности ответов являются ключевыми недостатками во взаимодействии с пресс-службами государственных СМИ Кыргызстана.
Также «Бюро коммуникаций «ТАГС» представляет несколько развернутых ответов журналистов на вопрос о ключевых недостатках пресс-служб:
«Есть ощущение, что в некоторых государственных органах главная задача пресс-службы – не рассказать журналистам о работе, а отбиться от журналистов, перевести стрелки, чтобы отстали», – заметил один респондент.
«Низкая зарплата в государственных пресс-службах ограничивает возможность привлекать к работе профессиональных пиарщиков. В тех министерствах, где пресс-службы "сидят" на грантах международных организаций, в пресс-секретари, как правило, набирают "своих" людей, что также не гарантирует нужную компетенцию и опыт кадров. В целом нынешнее поколение пресс-секретарей весьма отдаленно понимают суть своей работы, статус руководителей пресс-служб, что включает в себя и нормы поведения, и рамки своего функционала», – высказал свое мнение другой опрошенный.
Предпочтительные методы коммуникации
Опрос показал, что журналисты предпочитают, когда пресс-службы используют простые и быстрые методы коммуникации. Наиболее популярными оказались:
- Личная переписка через мессенджеры (WhatsApp, Telegram) – 83%
- Звонки по телефону – 81%
Данные также говорят о том, что некоторые ведомства до сих пор практикуют обязательные письменные запросы по почте, хотя коммуникация и через электронную потеряла свою актуальность и комфортна лишь для 13% журналистов.
Лучшие и худшие пресс-службы, а также лучшие пресс-секретари
В результате опроса были определены лучшие и худшие пресс-службы государственных органов. Отмечено, что в опросе не было вариантов ответа и респондентам предлагалось вписать самостоятельно ту пресс-службу, которую они считают лучшей или худшей.
По результатам опроса лучшей пресс-службой названа пресс-служба Министерства здравоохранения КР (15% опрошенных). На втором месте – пресс-служба МЧС. Третье место разделили пресс-службы мэрии Бишкека, МВД и Нацбанка КР.
По мнению опрошенных, хуже остальных пресс-служб работает соответствующий отдел Минобразования. Так считают 1% респондентов. 10% опрошенных назвали неудовлетворительной работу по связям с общественностью Минэконома. Минэнерго отдали недовольные голоса 4% участвующих в опросе журналистов, отдельно отметив некомпетентность и грубость пресс-секретаря. Также по 4% негативных отзывов досталось пресс-службам мэрии Оша и Минсоцтруда.
Лучшим пресс-секретарем госведомства КР большинство опрошенных считают Жылдыз Айгерчинову (так считают 18% опрошенных), Назгуль Жамгырчиеву (8%) и Айгуль Молдобекову (4%). Отмечено, что в опросе касательно лучшего пресс-секретаря также не было вариантов ответов и респондентам предлагалось написать достойную кандидатуру самостоятельно.
Результаты исследования подчеркивают, что работа пресс-служб государственных органов Кыргызстана нуждается в улучшении, особенно в части профессионализма и оперативного реагирования на запросы журналистов.
Софья Балакина, директор Бюро коммуникаций «ТАГС»:
«Находясь на передовой медиаполя, постоянно работая с разным контентом, взаимодействуя со СМИ, мы видим, что сотрудничество органов власти с журналистами давно нуждается в корректировке. Выросший клубок проблем могут распутать представители сторон только совместными усилиями. А для этого они должны слышать и понимать друг друга, воспринимать партнерами, а не противниками на холодной войне. Именно поэтому мы провели опрос среди представителей большого количества медиа, собрали обратную связь от десятков журналистов, чтобы подсветить пресс-службам актуальность вопроса, стимулировать к ответственному диалогу, пересмотру отношения к СМИ. Верим, что исследование даст свои плоды и мы скоро увидим позитивные изменения».
PR-агентство «Бюро коммуникаций «ТАГС» образовано в Бишкеке в 2017 году. Предоставляет местным и зарубежным компаниям в Кыргызстане и странах Центральной Азии услуги в сферах корпоративных, антикризисных коммуникаций, взаимодействия со СМИ и регуляторами рынка, персонального брендинга, организации специальных мероприятий и других направлений PR.