Новые автовокзал, электростанция, железная дорога и тарифы на проезд — итоги недели от Economist.kg

Вот и пролетели очередные семь дней. А вместе с ними закончился месяц и целый год – 1 января придется уже на понедельник. Время подвести итоги. В данном материале – за прошедшую неделю. Но в этот раз Economist.kg представляет не просто подборку новостей. Это целые истории, которые запомнились нашим читателям.

Контрабандист из Узбекистана лишился товара и транспорта

Эта история началась не зимой, но под занавес года она получила логичное завершение. Один гражданин Узбекистана еще в теплое время года попытался через КПП Кадамжай вывезти из Кыргызстана в свою страну товары народного потребления на 47.3 млн сомов.

Его и нелегальный груз задержали. Возбудили уголовное дело. В конце декабря Кадамжайский районный суд принял решение конфисковать товар и грузовую автомашину в доход государства. А гражданину Узбекистана, которого представили как некоего Ж.Ф.Х., назначили штраф в размере 150 тысяч сомов.

Подробнее можно прочесть в этом материале.

Новый автовокзал в Бишкеке будет на Объездной

Эта история развивалась в течение всего текущего года. Мэрия Бишкека неоднократно объявляла о планах по выносу за пределы города сначала Западного, а потом и Восточного автовокзалов. В качестве основных причин называли борьбу с пробками и нелегальными перевозчиками.

Наконец, в конце декабря администрация города организовала новый столичный автовокзал на пересечении Объездной и Алма-Атинской улицы. Туда и перенесут Восточный автовокзал. А пассажиров будут возить из города на экологичных автобусах. Один маршрут уже запущен – №146, от Орто-Сайского и Аламединского рынков. 

Подробности по новому автовокзалу на Объездной можно узнать здесь.

Казахстан готовится сам накапливать себе воду

Третья история длится куда больше года. Но минувшим летом она вновь оказалась в центре внимания – причем на межгосударственном уровне. Жара и засуха в очередной раз накалили обстановку между Кыргызстаном и Казахстаном в водном вопросе. Руководители соседних стран ситуацию разрешили. А в РК и вовсе задумались о ликвидации проблемы.

В итоге в Казахстане запланировали построить 20 новых водохранилищ – чтобы снизить зависимость РК от других стран по водоснабжению. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации по девяти объектам. Также активно идут переговоры по привлечению инвесторов к строительству.

Подробнее о планах Астаны обеспечить Казахстану водный баланс можно прочесть в этом материале.

Энергия в союзе солнца и воды

Следующий рассказ – об обратной стороне истории с водой для Казахстана. Северный сосед традиционно приобретал ее у Кыргызстана, отдавая взамен электричество, которого КР уже давно не хватает. В текущем году в стране даже ввели режим ЧС в энергетике. А кабмин пытаеся привлечь инвестиции именно в эту отрасль: чтобы строить все возможные генерирующи мощности.

И вот строительство одной электростанции закончили как раз под занавес года – причем, уникальной. Компания "Чакан ГЭС" завершила проект плавучей солнечной электростанции в бассейне суточного регулирования на ГЭС-5.

О том, как она выглядит и что даст Кыргызстану, читайте в этом материале.

Поезд из Китая в Узбекистан задерживается

Еще одна история, которая тянется много лет. Да и в этом году не закончилась. Речь о железной дороге Китай – Кыргызстан – Узбекистан. О вновь активно начали говорить еще в 2022 году. Весь уходящий год вели разработку ТЭО и ожидали старта строительства. Теперь оно перенесено на следующий год. Об этом сообщили в Нацагентстве по инвестициям.

Озвучили в НАИ и другие масштабные планы на 2024 год. Например, что будет проводиться работа по модернизации аэропорта "Манас", а также – по строительству кольцевой дороги в Узгене и возведению солнечной электростанции на Иссык-Куле.

Проезд в Бишкеке точно подорожает - уже в новом году

Еще в начале года администрация Бишкека объявила о желании поднять тарифы на проезд. Долго спорили о необходимости этой меры. Долго не могли определить новый размер оплаты за проезд. Но в итоге повышения стоимости проезда бишкекчанам и гостям столицы избежать не удалось. Правда состоится оно уже в новом году.

Итак, тарифы на проезд в городском общественном транспорте Бишкека поднимут с 15 января 2024 года. Стоимость проезда будет отличаться. Оплата составит:

  • при безналичной оплате по карте "Тулпар" – 17 сомов,
  • при наличной оплате – 20 сомов,
  • при оплате через MegaPay – 11 сомов.

Сохранены и льготы для отдельных категорий граждан – подробнее о них можно узнать в этом материале.