Новые автовокзал, электростанция, железная дорога и тарифы на проезд — итоги недели от Economist.kg
Вот и пролетели очередные семь дней. А вместе с ними закончился месяц и целый год – 1 января придется уже на понедельник. Время подвести итоги. В данном материале – за прошедшую неделю. Но в этот раз Economist.kg представляет не просто подборку новостей. Это целые истории, которые запомнились нашим читателям.
Контрабандист из Узбекистана лишился товара и транспорта
Эта история началась не зимой, но под занавес года она получила логичное завершение. Один гражданин Узбекистана еще в теплое время года попытался через КПП Кадамжай вывезти из Кыргызстана в свою страну товары народного потребления на 47.3 млн сомов.
Его и нелегальный груз задержали. Возбудили уголовное дело. В конце декабря Кадамжайский районный суд принял решение конфисковать товар и грузовую автомашину в доход государства. А гражданину Узбекистана, которого представили как некоего Ж.Ф.Х., назначили штраф в размере 150 тысяч сомов.
Подробнее можно прочесть в этом материале.
Новый автовокзал в Бишкеке будет на Объездной
Эта история развивалась в течение всего текущего года. Мэрия Бишкека неоднократно объявляла о планах по выносу за пределы города сначала Западного, а потом и Восточного автовокзалов. В качестве основных причин называли борьбу с пробками и нелегальными перевозчиками.
Наконец, в конце декабря администрация города организовала новый столичный автовокзал на пересечении Объездной и Алма-Атинской улицы. Туда и перенесут Восточный автовокзал. А пассажиров будут возить из города на экологичных автобусах. Один маршрут уже запущен – №146, от Орто-Сайского и Аламединского рынков.
Подробности по новому автовокзалу на Объездной можно узнать здесь.
Казахстан готовится сам накапливать себе воду
Третья история длится куда больше года. Но минувшим летом она вновь оказалась в центре внимания – причем на межгосударственном уровне. Жара и засуха в очередной раз накалили обстановку между Кыргызстаном и Казахстаном в водном вопросе. Руководители соседних стран ситуацию разрешили. А в РК и вовсе задумались о ликвидации проблемы.
В итоге в Казахстане запланировали построить 20 новых водохранилищ – чтобы снизить зависимость РК от других стран по водоснабжению. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации по девяти объектам. Также активно идут переговоры по привлечению инвесторов к строительству.
Подробнее о планах Астаны обеспечить Казахстану водный баланс можно прочесть в этом материале.
Энергия в союзе солнца и воды
Следующий рассказ – об обратной стороне истории с водой для Казахстана. Северный сосед традиционно приобретал ее у Кыргызстана, отдавая взамен электричество, которого КР уже давно не хватает. В текущем году в стране даже ввели режим ЧС в энергетике. А кабмин пытаеся привлечь инвестиции именно в эту отрасль: чтобы строить все возможные генерирующи мощности.
И вот строительство одной электростанции закончили как раз под занавес года – причем, уникальной. Компания "Чакан ГЭС" завершила проект плавучей солнечной электростанции в бассейне суточного регулирования на ГЭС-5.
О том, как она выглядит и что даст Кыргызстану, читайте в этом материале.
Поезд из Китая в Узбекистан задерживается
Еще одна история, которая тянется много лет. Да и в этом году не закончилась. Речь о железной дороге Китай – Кыргызстан – Узбекистан. О вновь активно начали говорить еще в 2022 году. Весь уходящий год вели разработку ТЭО и ожидали старта строительства. Теперь оно перенесено на следующий год. Об этом сообщили в Нацагентстве по инвестициям.
Озвучили в НАИ и другие масштабные планы на 2024 год. Например, что будет проводиться работа по модернизации аэропорта "Манас", а также – по строительству кольцевой дороги в Узгене и возведению солнечной электростанции на Иссык-Куле.
Проезд в Бишкеке точно подорожает - уже в новом году
Еще в начале года администрация Бишкека объявила о желании поднять тарифы на проезд. Долго спорили о необходимости этой меры. Долго не могли определить новый размер оплаты за проезд. Но в итоге повышения стоимости проезда бишкекчанам и гостям столицы избежать не удалось. Правда состоится оно уже в новом году.
Итак, тарифы на проезд в городском общественном транспорте Бишкека поднимут с 15 января 2024 года. Стоимость проезда будет отличаться. Оплата составит:
- при безналичной оплате по карте "Тулпар" – 17 сомов,
- при наличной оплате – 20 сомов,
- при оплате через MegaPay – 11 сомов.
Сохранены и льготы для отдельных категорий граждан – подробнее о них можно узнать в этом материале.