Как финансы помогают сохранить природу Кыргызстана? Простые ответы на сложные вопросы

Кыргызстан обладает богатой и разнообразной природой. Однако на нее все больше влияет изменение климата. По всему миру такая тенденция привела к массовой гибели растений и животных, росту заболеваемости и смертности людей.

Для решения проблемы Кыргызстан присоединился к Конвенции о биологическом разнообразии. Тем самым страна взяла на себя определенные обязательства перед международным сообществом по сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию его компонентов. Эту сложную тему Economist.kg обсудил с экспертом в области охраны природы, экс-директором Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Эмильбеком Ибраевым.

Собеседник напомнил, что горные экосистемы КР поддерживают уникальное скопление растений и животных. Территория страны отличается высокой степенью концентрации биоразнообразия не только на экосистемном, но и на видовом уровнях. Несмотря на относительно небольшую площадь территории, КР имеет достаточно высокое разнообразие видов – около 1% всех известных видов на 0.13% поверхности Земли.

В настоящее время биоразнообразие Кыргызстана сокращается по причине деградации среды обитания, уменьшения численности отдельных популяций и вымирания видов. Состояние многих видов флоры и фауны вызывает опасение. В Красную книгу КР – в список исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов – включено 57 видов птиц, 23 вида млекопитающих, два вида амфибий, восемь видов рептилий, семь видов рыб, 18 видов членистоногих, а также 87 видов высших растений и грибов. 

Около 150 видов насекомых и свыше 30 видов других беспозвоночных находятся под реальной угрозой исчезновения, а два вида считаются достоверно исчезнувшими в КР. 

Причинами утраты биоразнообразия в Кыргызстане являются следующие факторы: 

Природные факторы: изменение климата и горный рельеф

Существование животных и растений на крутых горных склонах требует в среднем в 1.5 раза больше затрат энергии, чем в аналогичных климатических условиях на равнине. Уменьшение количества осадков ведет к опустыниванию, падению продуктивности растительного покрова – основы воспроизводства жизни, затруднению и прекращению воспроизводства и восстановления склоновых лесов и других влаголюбивых сообществ.

 Антропогенные факторы 

Человеческая деятельность усугубляет действие отрицательных природных факторов. Непосредственный ущерб биоразнообразию происходит при вырубке деревьев и кустарников, сборе лекарственных растений, охоте, рыболовстве, выпасе скота, сенокоса и интродукции чужих видов. Отрицательно влияют и косвенные воздействия, такие как загрязнение окружающей среды, разрушение мест обитания животных при отчуждении земель дикой природы под пахотные угодья, строительство новых дорог, увеличение площадей населенных пунктов в лесной зоне, ведение горнопромышленного производства, образование искусственных водохранилищ.

Охрана природы: управление

В Кыргызстане создана сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на общей площади 1.4 млн га (7.38% от площади страны).

"В конце 90-х годов возникла острая необходимость в формировании новой системы управления ООПТ, и, следовательно, в новых способах планирования, создании четких приоритетов, тесной взаимосвязи всех функций охраны природы.
Первые шаги по разработке планов управления особо охраняемыми природными территориями в Кыргызстане были сделаны в рамках Центральноазиатского трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия. Были разработаны планы управления Сары-Челекского и Беш-Аральского заповедников", – рассказывает Ибраев.

Такие планы разрабатывались также в рамках других проектов, но широкого распространения они не получили. Все эти попытки основывались на различающихся подходах к разработке планов управления и не отвечали требованиям к процедуре подготовки нормативных правовых актов. Фактически отсутствовали рекомендации, соответствующие правила и необходимые методические пособия.

Кроме того, законодательство не содержало механизмов вовлечения в деятельность ООПТ заинтересованной общественности, например, путем проведения общественных обсуждений проектов планов управления ООПТ. Это всегда несет риски к нарушениям экологических прав населения.

Как отметил Ибраев, современные планы управления ООПТ, являясь стратегическим документом для сохранения биоразнообразия, должны отражать процесс выработки плана действий, а также мониторинга и оценки выполнения заложенных в Планах управления мероприятий. Кроме этого, планы управления должны содержать компоненты финансовой стратегии и менеджмент-планов по управлению активами особо охраняемых природных территорий.

Большой проблемой ООПТ является низкий уровень обеспеченности финансированием.

Потребность в финансировании системы ООПТ Кыргызстана в 2019-2023 годы составляет 1 млрд 958 млн сомов. Фактически профинансировано лишь 758.1 млн, в том числе средства республиканского бюджета и помощь партнеров по развитию.

По мнению эксперта, решением вопроса обеспечения и повышения эффективности финансирования деятельности ООПТ является программное бюджетирование, ориентированное на результат деятельности природоохранных учреждений, финансируемых из госбюджета. Этот подход позволяет увязывать деятельность и результативность организации с объемом выделяемых финансовых средств. Тогда как традиционный подход, который до сих пор является основным, сосредоточен только на финансировании штатной численности и поддержания активов, вне зависимости от результатов их работы.

Также ООПТ необходим бизнес-план, который должен "дать четкую картину" финансовых потребностей и потенциальных источников дохода.  Он отличается от большинства традиционных финансовых и бухгалтерских документов тем, что не только определяет, сколько денег необходимо для финансирования различных действий плана управления, но также предусматривает наиболее соответствующие целям и задачам ООПТ источники финансирования, а также другие действия, необходимые для преодоления финансовых ограничений, препятствующих эффективному управлению ООПТ. 

Вышеперечисленные управленческие инструменты обеспечивают основу для систематизации приоритетов в поиске источников финансирования и в использовании их, сообразно различным потребностям сохранения биоразнообразия. Включение в систему управления ООПТ деловых принципов и объединение их с финансовыми аспектами получило признание как лучшая практика.

Все эти требования были учтены Департаментом сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий: финансовый аспект стратегического управления был внедрен через разработку "Инструкции по формированию, рассмотрению и исполнению бюджетов на программной основе для ООПТ", осуществленную при полной поддержке Инициативы ПРООН по финансированию биоразнообразия (БИОФИН).

При поддержке проекта ПРООН-ГЭФ "Сохранение глобально значимого биоразнообразия и связанных с ним земельных и лесных ресурсов Западного Тянь-Шаня для поддержки устойчивых средств существования" было разработано "Руководство по разработке планов управления ООПТ в КР", сочетающееся по ряду параметров с методикой бюджетирования на программной основе. 

Все инструктивные документы утверждены приказом министра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР от 5 декабря 2022 года за №256-п. 


БИОФИН также в 2023 году помогла Департаменту в обучении сотрудников всех 23 ООПТ применению этих методических пособий и осуществила сопровождение разработки их планов управления и бюджетов на программной основе. Нужно отметить, что разработанные документы соответствуют предъявляемым требованиям, осталось их утвердить – для придания официального статуса, что, очень вероятно, произойдет в течение месяца – до конца этого года. 

Таким образом система управления охраны природы становится более стратегической. Национальные парки и заповедники получили гораздо более четкий фокус в рамках реализации национальных и отраслевых стратегий и планов действий, а также выполнения международных обязательств.